«Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготовлялись в мирное время. Даст Бог, и нам удастся принести пользу русским войскам…»
Из приказа начальника Воздухоплавательного парка полковника А.М. Кованько перед отправлением на Японский фронт. Петербург, 1904 год.
Корабль – земля — корабль
9 сентября 1902 года в Севастополе был проведен невиданный прежде маневр. Лейтенант флота Михаил Лавров вышел в море на броненосце «Чесма», поднялся с палубы на шаре, долетел до назначенного места и высадил «десантника». Этим дело не закончилось. Снова подъем, полет и посадка на «Чесму», где восхищенный экипаж встретил героя дружным «ура». В отличие от сухопутных войск, флот в то время аэростатов не имел. Лавров убеждал командование: воздушный парк – будущее ВМФ. Такие возможности открываются, просто дух захватывает!
Рекогносцировка неприятельских закрытых рейдов, дальняя сигнализация, поиск минных заграждений, воздушный десант… Его полет «корабль-земля-корабль» стал сильным аргументом. Вскоре было принято решение о вооружении флота аэростатами. «Главный Морской штаб считает необходимым иметь аэростаты на каждой отдельной эскадре, для чего в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте учреждаются воздухоплавательные парки. Подготовку личного состава для них проводить в Петербургском учебном парке под руководством лейтенанта М.И. Лаврова».
Якорь и крылья
В 1900 году в Учебном парке полковника Кованько впервые появился моряк. 28-летний лейтенант Балтийского флота Михаил Лавров, увидев полет аэростата, был сражен «воздушной болезнью». Однако, поднимаясь в небо, он вовсе не собирался расставаться с флотом. Мечтал соединить две стихии. В армии еще не было самолетов, про авианосцы никто даже и не слышал, а Лавров говорил: «Надо объединить корабль и воздушный парк …» Недаром же символом первых воздухоплавателей стали якорь и крылья. Вместе – значит, сильнее… В 1903 году представилась возможность самому создать будущее: Михаила Ивановича назначили командиром воздушного парка Порт-Артура. Подготовился основательно, в декабре отправил на транспортном судне снаряжение: парусина, инструменты, химикаты, телефонные станции. Однако груз в Порт-Артур не пришел. В нескольких милях от крепости путь преградил японский крейсер. Оборудование было захвачено. Отправляясь к новому месту службы, Лавров еще не знал, что приедет на войну.
Аэростат над Порт-Артуром
В осажденной крепости каждый человек был на счету. Лаврова назначили командиром морской батареи. Начались огненные фронтовые будни. Однако ему все-таки удалось поднять аэростат над Порт-Артуром. Собрал матросов, с трудом нашел материалы, в редкие часы затишья работали по ночам. «Ни один человек из команды не ложился спать совершенно. За двое суток произведена была невероятная работа: построен кислотный аппарат, который без утечки газа работал уже на третий день…» Трудились не зря. Как говорилось в одном донесении, «с шара был рассмотрен неприятельский укрепленный лагерь, который выстрелами с наших броненосцев был расстрелян 12-дюймовыми снарядами…» Потом еще не раз летали на разведку. 7 декабря 1904 года Михаил Иванович погиб при обороне горы Высокой. «Лейтенант Лавров, стоя во весь рост, что-то говорил. Вдруг перед ним разорвалась шрапнель и он упал. Бросившиеся к нему матросы были убиты из пулемета, но другие все-таки вынесли своего командира и доставили на перевязочный пункт. Вскоре он скончался от ран…»
Через несколько лет в небо поднялись первые самолеты российских ВВС. В начале Первой мировой войны в море вышли первые авианосцы. Вместе – значит, сильнее…
Воздухоплавательные части на Русско-японской войне успешно прошли «проверку на прочность». Военно-воздушные войска вошли в состав Российских Вооруженных Сил.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА