Характер взаимодействия Церкви с Военно-Воздушными Силами отличается особой многогранностью – это и крестные воздушные ходы по «Золотому кольцу» России, и литургии в небе, и многое другое. О первых страницах истории добрых отношений Церкви и «небесных» войск, о формах и славных традициях взаимодействия рассказывает руководитель сектора Военно-Воздушных Сил Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Константин Татаринцев.
— Известно, что в Дальней Авиации традиции взаимодействия Церкви и Армии особенно крепки. Чем это обусловлено?
— Связи между Церковью и Армией крепнут год от года. Как древо пускает свои корни, заполоняющие все пространство под собой, так и наше взаимодействие набирает силу. Я бы не стал особенно выделять сектор Военно-Воздушных Сил, но, действительно, отношения с этим видом Вооруженных Сил очень яркие. Как правило, люди, которые поднимаются в небо или опускаются в глубины морские, рискуют своей жизнью и вне боевых действий, что побуждает их думать о вечности, о кратковременности жизни, о высокой ответственности. Летчики Дальней Авиации, которая является составляющей триады ядерной защиты России, поднимают самолеты, которые достигают любой точки мира, причем, порой они несут ядерное оружие, осуществляя задачи обороноспособности нашей страны. Поэтому, профессионалы, поднимающие такое грозное оружие в небо, нуждаются в духовном окормлении, чтобы были крепки не только навыки и мастерство, но и дух.
— Когда было положено основание добрых отношений между Церковью и Дальней Авиацией?
— Эти отношения формировались в начале 90-х годов. Уже в середине 90-х годов стали появляться часовни в гарнизонах, в частности, на авиабазе Сольцы Новгородской области. Начинал эту работу генерал-полковник Калугин И.М., который взял на себя ответственность совершения первых шагов по укреплению взаимодействия Церкви и Дальней Авиации. Так, он поддержал своего подопечного, командира дивизии в Сальцах генерала Хворова И.И., который вышел с инициативой освящения самолетов ТУ-22 М3, сверхзвуковых бомбардировщиков, которые участвовали в Первой и Второй Чеченской кампании. Причем, летчики сами просили освятить самолеты, потому как чувствовали большую ответственность и тяжесть на сердце, особенно после циничного показа материалов СМИ о ведении боевых действий. Чтобы избежать потерь мирного населения и выполнить боевые задания без отклонений от целей, летчики посчитали правильным освятить авиационную технику. И так как на тот момент не было чинопоследования освящения самолетов, по инициативе архиепископа Новгородского и Старорусского Льва этот чин был составлен, благословлен Святейшим Патриархом и Синодом и впервые опубликован в Требнике Псково-Печерского монастыря.
— Каким образом до этого момента освящали самолеты?
— По чину освящения всякой вещи или закладки нового дома. Конечно, летчики и техники находились в недоумении, слыша при освящении произносимые священником слова: «и быть ему целу и неподвижну».
Затем началось строительство гарнизонных храмов в Энгельсе в Саратовской области, в Шайковке в Калужской области, в Тикси в Заполярье, в Благовещенске в Амурской области – там храм был освящен в мае 2010 года. Таким образом, либо близлежащие храмы становились гарнизонными, либо на стыке жилой и служебной зоны гарнизонов строились новые храмы. Сейчас даже вышел календарь Дальней Авиации, посвященный храмам и часовням гарнизонов.
В этом смысле был интересен проект передачи святыни гарнизонным храмам. По инициативе командующего было написано письмо с поддержкой Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с просьбой передачи частиц мощей преподобного Ильи Муромского чудотворца в гарнизоны Дальней Авиации. Дело в том, что у летчиков Дальней Авиации Илья Муромец пользуется большим почитанием: первый самолет Дальней Авиации был создан Игорем Сикорским и назывался «Илья Муромец», он был первым в мире тяжелым многомоторным бомбардировщиком. Также тяжелый четырехмоторный гигант ТУ-160, который в 2010 году совершил рекордный полет и продержался в воздухе 24 часа 24 минуты, тоже называется «Илья Муромец».
Так вот, когда эти частички мощей Ильи Муромца по благословению Митрополита Владимира были получены, от имени командующего они торжественно доставлялись в различные точки страны. Некоторые храмы Москвы, которые окормляют Дальнюю Авиацию, также получили такую святыню: наш храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами; храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где Дальники получают благословение у Владимирской иконы Божией Матери. На днях такая же икона будет передана Сретенскому монастырю, который также оказывает духовную поддержку Дальней Авиации. В заключение этой акции икона с частицей мощей будет передана в храм Спасо-Преображения что в Тушино, который в середине 90-х годов XX века по благословению Святейшего Патриарха Алексия II стал первым храмом Дальней Авиации.
Кроме того, такая икона была доставлена в Благовещенск, затем в Тикси, Анадырь, Сольцы Новгородской области, в древнейший храм России Софию Новгородскую, в Энгельс, в Шайковку – то есть, по всему периметру границ России. Так, Илья Муромец, как в былые времена, встал на защиту границ не только духом, но и своей плотью.
— Существуют ли особые традиции?
— Традиций много. В частности, на проведение годовых и полугодовых итогов собираются не только начальники служб, авиабаз, штабов, но и священники. Мы проводим свой семинар и на общем подведении итогов рассказываем, что произошло за подотчетный период в каждом гарнизоне в плане взаимодействия Церкви и Армии.
Кроме того, сейчас вводятся две штатных единицы на крупнейших авиабазах Дальней Авиации – в Благовещенске, гарнизоне Серышево и Энгельсе Саратовской области. Так, в результате проведенной работы за 15 лет сформировалось духовенство Дальней Авиации. Большинство из них трудятся на внештатной основе, некоторые из них, Бог даст, станут и штатными священниками.
— Расскажите, что представлял собой воздушный крестный ход по «Золотому кольцу» России?
— В то время маршал В.А. Варенников, ныне покойный, возглавлял фонд, который принял в 2007 году инициативу создания крестного воздушного хода в память о крестном лёте, совершенном зимой 1941 года с иконой Тихвинской Божией Матери над Москвой. Так, на вертолете МИ-8, предоставленном МЧС России, был совершен крестный лёт с иконой с частицей мощей Георгия Победоносца, Животворящего Древа Господня, иконой Александра Невского и Феодора Ушакова с мощами и иконой Тихвинской Божией Матери, предоставленной храмом Тихвинской Божией Матери в Алексеевском. Следующими по маршруту городами после Москвы были Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир и снова Москва.
— Приходится сталкиваться с противодействием со стороны командного состава?
— Я с этим практически никогда не сталкивался. Наоборот, от командования исходит уважение и желание развивать добрые отношения с Церковью.
— Насколько востребованы священники военных гарнизонов Дальней Авиации? Построенные храмы не пустуют?
— Безусловно, нет. В храмах при гарнизонах существует полноценная приходская жизнь. Поскольку требуется духовная поддержка, храмы открыты повседневно. Перед всеми учениями, серьезными вылетами обязательно служатся молебны.
— Инициатива взаимодействия исходит, прежде всего, от начальствующего состава или от самих летчиков?
— Отрадно, что инициатива восходит снизу и поддерживается сверху.
— С какими сложностями сталкиваются священники Дальней Авиации?
— Как правило, командование и начальство Дальней Авиации расположено к тесному взаимодействию с Церковью. При таком положении вещей больших сложностей не возникает. В основном, трудности носят бытовой и материальный характер.
Мы работаем и в учебных заведениях Военно-воздушных сил, принимаем участие в крупных конференциях. Я посещаю Академию Гагарина и Жуковского, присутствую на выпусках и присягах.
— Вы являетесь деканом факультета православной культуры Академии Жуковского. Насколько востребованной оказывается такая практика?
— Этот факультатив посещают почти все курсанты раз в месяц. Кроме того, в результате проведения конкурса православного окормления молодежи в Академии Генерального штаба в рамках Всемирного Русского Народного Собора наш факультатив был отмечен первой премией. Сейчас время сложное: сокращаются учебные военные заведения, не набирается полный состав курсантов. Но даже в такой ситуации мы очень востребованы, а наша помощь советом и молитвой имеет большую ценность.
Очень отрадно, что руководство Дальней Авиации любит и наш храм, присутствует на будничных и на праздничных службах, периодически причащается. Что можно сказать? У нас есть все для того, чтобы принимать людей и наполнять их души благодатью.
Беседовала Анастасия ЯКОВЛЕВА