Вот уже пять лет в России действует институт военного духовенства
Роль и место военного священника в решении задач, стоящих перед Вооружёнными силами Российской Федерации, обсудили в Воронеже. На учебно-методический сбор, который прошёл на базе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), собрались 155 штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими — православные священники, представители мусульманского, буддийского, иудейского духовенства со всех военных округов России.
Перед началом сбора глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, совершил молебен в Пантелеимоновском храме на территории академии. По завершении богослужения архипастырь обратился к собравшимся с кратким приветственным словом.
Здесь же состоялось ещё одно знаменательное событие – передача храму ковчега с частицами мощей святых воинов: великомученика Георгия Победоносца, великомученика Димитрия Солунского и праведного Иоанна Русского, исповедника. Этот неоценимый по своему духовному значению дар преподнёс Благотворительный фонд содействия решению социальных проблем общества «Святого мученика Вонифатия».
Для вручения ковчега в Воронеж прибыли президент и вице-президент Фонда Сергей Удод и Наталья Мезинцева. Гости произнесли приветствия в адрес правящего архиерея и всех участников форума и вручили ковчег Владыке Сергию. Отныне святыня будет постоянно находиться в Пантелеимоновском храме.
Открывая сбор, начальник Главного управления по работе с личным составом Вооружённых сил РФ генерал-майор Михаил Смыслов отметил, что в настоящее время армия России возвращается к своим историческим корням, к традиционным духовным основам воинского служения Отечества.
Он напомнил, что с лета 2009 года в России воссоздан институт войскового и флотского духовенства, который несколько веков, вплоть до 1917 года, эффективно работал в Российской армии. За прошедшие пять лет он доказал свою состоятельность. Военные священники вносят серьёзный вклад в воспитание личного состава. Они работают не только в стенах культовых учреждений. Духовных наставников можно встретить на полигонах, в морских походах.
Министр обороны С.К.Шойгу принял решение выделить во всех соединениях и на кораблях I ранга помещения для молитвенных комнат. А на учениях специалисты по работе с верующими военнослужащими разворачивают походные часовни. Две из них, православная и мусульманская, были представлены на площадке военной академии. В целом задача священника в армии не отличается от задач гражданского служителя церкви. Но при этом есть свои особенности, связанные с общей армейской атмосферой, возрастом солдат-срочников, их психологическим состоянием, особенностями взаимоотношений.
По словам участников сборов, результаты уже есть – в последнее время в соединениях и частях значительно сократилось число суицидов, улучшилась дисциплина.
Православные батюшки стали «своими» в армии. При этом военные священники — это в прошлом обычные священнослужители, а некоторые ещё и бывшие военнослужащие, прошедшие суровую армейскую школу, «горячие точки». Один из них — протоиерей Владимир Луговой — приехал в Воронеж из Новосибирска. Он — кадровый офицер. В 1976 году окончил Новосибирское высшее военное командное училище Внутренних войск МВД СССР, воевал в Афганистане. На его подряснике рядом с православным крестом соседствуют награды за боевые заслуги – ордена Красного Знамени, Красной Звезды, медаль «За отвагу».
— Сан я принял в 1990 году, говорит помощник командира мотострелковой бригады по работе с верующими военнослужащими отец Владимир Луговой. — Господь меня в церковь призвал, поэтому я, военный человек, и стал священником. Ещё до того, как в Вооружённых силах ввели должность помощника командира, служил в той самой мотострелковой бригаде в Новосибирске. Главная моя задача – быть настоящим помощником командира. А может, даже и советником. Нередко слышу от солдат: «Батюшка, после беседы с вами как будто дома побывал». Вот это то, для чего в подразделении я и нужен. Тут как в семье, а бригада – и есть моя семья.
Для протоиерея Владимира Лугового слова: «Душа — Богу, жизнь — Отечеству, сердце — людям, честь — никому» не пустой звук. Это его кредо, которому он не изменяет вот уже пятнадцать лет.
По словам собеседника, задачи у армейских священников привести всех в православие нет. Войсковой батюшка работает с солдатами разных вероисповеданий.
— Моя задача — душе солдатской помочь. Не учить воевать, а вразумлять духовно, зачем он встал на защиту Отечества, — говорит отец Владимир Луговой.
За два дня участники сбора рассмотрели самые насущные вопросы деятельности военного духовенства в контексте задач, которые сегодня решают Вооружённые силы России. Актуальным получился разговор о подборе и расстановке кадров военных священнослужителей, методике их работы, о развитии материальной базы. Речь шла и о работе с верующими военнослужащими в образовательных организациях Министерства обороны РФ.
…У военного духовного служения пишется новая история. Какой она будет? Безусловно, достойной, считают участники сбора. К этому обязывают сложившиеся веками традиции, отразившиеся в национальном характере русского воинства, — в героизме, стойкости и мужестве солдат и офицеров, старании, терпении и самоотверженности военных батюшек.
Валерий КАЗАНОВ
«Коммуна», №57 (26446)