4 апреля православный мир отмечает Пасху Христову!
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы прославляем спасение мира от рабства греху, дарование человечеству жизни и вечного блаженства.. Воскресение Христово — это основа христианской веры, первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Пасха в Древней Церкви
Праздник Пасхи был известен уже в апостольские времена. В древней Церкви под общим названием Пасхи были объединены две недели: предшествующая дню Воскресения и последующая за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная (Пасха страданий) и Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти обозначения вышли из употребления. Вместо них были введены новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху отмечали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день недели не приходилось это число. А Западная Церковь совершала Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Первую попытку установить согласие по этому вопросу между Церквами предприняли в середине II века, но в тот момент действия восточных и западных иерархов успехом не увенчались. Разногласия продолжались до уже упоминавшегося выше Первого Вселенского Собора. В итоге соборные отцы вынесли решение повсеместно праздновать Пасху по правилам Александрийской Церкви в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
Крещение на Пасху
До наших дней сохранился т.н. «Кодекс Барберини» — средневековая рукопись Константинопольской Церкви, повествующая о древней традиции совершать на Пасху таинство Крещения. Этот обряд был необычно красив и торжественен, а его «рудименты» можно увидеть в сегодняшнем пасхальном богослужении, в частности, в крестном пасхальном ходе. Вот как выглядело пасхальное торжество в столице Византийской империи:
«Во время пасхального богослужения, — читаем мы в рукописи, – Патриарх приходит в храм Святой Софии при пении стихир на «Господи воззвах». При пении «Светися, светися» патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест и удаляются через скевофилакию в Великую крещальню. В храме, при этом, остаются певцы и чтецы с народом, продолжающие чтение положенных паремий. По приходе в крещальню, патриарх в раздевальне или в верхнем помещении переоблачается в белые священнические одежды и надевает белую обувь. Затем кадит кругом обе купели и тайно читает молитву.
В это время архидьякон, одетый в белый стихарь и орарь, став близ патриарха, произносит великую ектенью на освящение воды. И при словах «И страшное сопротивным» спускается к купели, в каждую трижды дует и трижды благословляет находящуюся в них воду. Дьякон подносит сосуд с елеем. После молитвы священник берет стручец из сосуда с елеем и им на воде делает три креста. Пресвитер помазывает чело, грудь и спину оглашенных, говоря: «Помазуется раб Божий (имярек) елеем радования», после чего дьяконы и дьякониссы помазывают все тело крещаемых. Патриарх надевает на себя одежду крещения и погружает крещаемого: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». А все присутствующие поют псалом «Блаженны, ихже оставишася беззакония» и одеваются в белые одежды, получая свечи.
Крещаемые молятся и отправляются в соседний храм святого апостола Петра. Здесь патриарх начинает по очереди помазывать миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго». Если патриарх заканчивал все вышеизложенное, то дается известие в Софийский храм, где певцы начинают петь на амвоне песнь отроков в пещи Халдейской. По окончании, патриарх, орахонты его и священнослужители, певцы с песнопением «Блаженни, ихже оставишася беззакония» ведут из крещальни новопросвещенных, имевших в руках зажженые свечи, в Софийский храм через красные ворота и внешний нарфикс к царским вратам и вступают с входной молитвой в храм. Новопросвещенные идут на солею, где сначала молятся, а затем и причащаются Святых Даров. По окончании литургии из храма они провожаются домой под пение «Елицы во Христа креститеся»».
Благодатный огонь
Огонь вообще играет большую роль в пасхальном богослужении. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Спасителя. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима его развозят его по храмам города. Верующие тут же зажигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение всего пасхального цикла.
Иконография праздника
На иконе Воскресения Христово обычно изображается сошествие Спасителя в ад и избавление грешников Согласно сложившейся иконографии, ад символически изображается в виде разлома земли. Христос, в сияющем ореоле, правой ногой попирает адские глубины. Катастрофу, настигающую ад, символизируют развалившиеся врата со сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.
Пасхальная трапеза
Пасха знаменует собой окончание Великого поста. Скудный постный стол взрывается неистовством пасхальных угощений. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах принято освящать куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения.
Пасхальные яйца являются непременным атрибутом пасхального стола. В древности яйцо считалось символом обновления и возрождения к новой жизни. По преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре после вознесения Спасителя на небо Мария Магдалина пришла для евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. С тех пор и по сегодняшний день крашеные яйца служат символом Христова Воскресения.
Народные пасхальные обычаи
В пасхальный вечер, зачастую прямо на церковном дворе, начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трех недель. В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков, разукрашенных добрыми пожеланиями, сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.
В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очередности разные концы. Детишки устраивают «покатушки» — скатывают яйцо с искусственной горки и смотрят, у кого яйцо укатится дальше.
В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай праздничным утром прятать пасхальные яйца. Дети, проснувшись, тут же бросаются обыскивать весь дом. Результатом поисков становится «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.
Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами наподобие Рождественской елки.
Подготовил Василий БОНДАРЕВ