Военный священник удивлен негативной реакцией на то, что НАТО примет участие в Параде на Красной площади …
Я не вижу никакой проблемы в том, что НАТО примет участие в Параде на Красной площади, который пройдет 9 мая 2010 года в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Если можно было вместе стрелять в немцев, почему нельзя вместе праздновать Победу, которая далась кровью, безусловно, в большей степени русских людей, но отдали свои жизни в этой войне и сотни тысяч англичан, французов и американцев? Они также заслуживают того, чтобы о них помнили и их поминали.
В любом случае, это проблема не религиозная и даже не политическая, по крайней мере, политическая власть не видит в этом проблемы. Скорее нужно говорить о том, что привкус у этого решения для нас несколько непривычен. Но оттого, что блюдо непривычно — это не значит, что оно несъедобно. На мой взгляд, это никоим образом не проблема. Мы в данном случае празднуем историческое событие, и сегодня еще живы ветераны стран, входящих в антигитлеровскую коалицию. Они также принимали участие в боях на территории Советского Союза. Если можно было воевать вместе, если можно было предоставлять наши аэродромы для базирования бомбардировщиков США, то можно и праздновать вместе Победу.
Также мы вместе участвуем в совместных миротворческих операциях. Я сам был участником некоторых из них. Когда мы вместе с китайцами проводили учения или 76-я Псковская дивизия проводила совместные маневры с отдельными подразделениями Бундесвера, то это ведь никого не коробило. Почему же нельзя это делать в парадной форме, а не в полевой? Не думаю, что участие войск НАТО в Параде на Красной площади сильно повредит имиджу России. Например, во Франции контингенты разных армий регулярно участвуют в парадах на Елисейских полях, и это в большей степени проблема эстетическая, нежели политическая.
Вполне естественно, что участие НАТО в Параде на Красной площади неоднозначно всеми воспринимается. Даже такие однозначные события, как теракты в московском метро, и то в обществе воспринимаются неоднозначно, есть различные, в том числе и полярные мнения. Кто-то обнаружил в терактах кавказский след, а кто-то говорит о том, что этот террористический акт совершили собственные отморозки. Следствие должно расставить точки над i.
В вопросах организации парада нужно опираться на исторические традиции совместных парадов. В русской Императорской армии парады совместно проводились, например, в Европе после победы над Наполеоном. Были такие прецеденты и ранее, и позднее, и ничего плохого исторически в совместных парадах нет.
Позиция о том, что НАТО — наш геополитический противник, не доктринальная. В спорте можно своего партнера по забегу называть противником, потому что он противится тому, чтобы ты пришел первым. Но это отнюдь не означает вооруженного противостояния на ринге или беговой дорожке. В нашем случае, насколько я понимаю, эти вещи увязывать будет не совсем корректно. В 2005 году я принимал участие в подготовке и проведении совместного парада российской группировки с Китайской народно-освободительной армией на полигоне Вайбей под Вайфаном в провинции Шаньдунь. Русские и китайские воины стояли вместе на китайской земле, до этого они вместе отрабатывали элементы боевой подготовки, и китайцам не претило, что русские десантники маршируют по их полям. Что в этом плохого? Мы живем в XXI веке, и надо понимать, что одно дело — мемориальные торжества на Красной площади, а другое дело — оккупанты, едущие по Минскому шоссе. Это все-таки разные вещи.
У русских людей и так много поводов оскорбиться совершаемым беззаконием, в том числе и русскими людьми. Когда русские мужики спиваются — это разве не оскорбление нации? Когда всего лишь два процента крещеных людей соблюдает Великий пост — это не оскорбление веры? Когда русские девчонки предлагают сексуальные услуги во многих странах Ближнего Востока — это не оскорбление нации? Кто виноват во всем этом, кроме нас самих? Ельцин виноват? А может, в этом виноваты американцы?
«Русская линия», 30.03.10