Похоже, государство определилось в том, что касается весьма важного вопроса государственно-церковных отношений, о котором много лет велись острые дебаты в российском обществе. Армия и религия, армия и Церковь; каковы должны быть их взаимоотношения? Важность вопроса сложно переоценить, потому что верно утверждение: как чувствует себя солдат, так чувствует себя и национальная безопасность…
Ведущие — Александр Сладков, Дарья Кожевникова.
— Известно: в момент опасности мы все обращаемся к Богу. В Российской армии представлены неколько конфессий: есть христиане, мусульмане, буддисты, иудеи. Посмотрите на лица солдат, которые идут на параде, — идут ребята с Кавказа, славяне, калмыки, буряты… Но давайте начнем разговор с отцом Михаилом (Васильевым), священником Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Русской православной церкви (РПЦ). Личностью легендарной — недаром его называют «батюшкой ВДВ»… А первый вопрос — кто стоит за воцерковлением наших Вооруженных сил?
о.МИХАИЛ: Еще Александр Васильевич Суворов совершенно справедливо говорил: «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить». Если нет веры в Бога, то совершенно бессмысленно отдавать свою жизнь, единственную и неповторимую, за Отечество, даже горячо любимое, потому что взамен ты не получишь ничего. Ведь если нет Бога, то совершенно бессмысленно тратить дар жизни, и человек, настроенный атеистически, чаще всего не в состоянии отдать за что-то собственную жизнь. Он не видит в этом смысла, не видит адекватной замены…
— Погодите-погодите: а Великая Отечественная война, Афганистан?! Ведь столько солдат отдали свою жизнь на полях тех сражений…
КОЖЕВНИКОВА: Сталин отрицал Бога; как же удалось нам выиграть войну?!
о.МИХАИЛ: Дело в том, что Великая Отечественная война была абсолютно религиозной — по форме и по содержанию. Вера в светлое завтра, в великие коммунистические идеалы была идентичной религиозной вере для людей, исповедовавших идеалы ВКП(б). В значительной мере вера в то, что завтра на Земле наступит рай, в своей основе является религиозной…
— А что даст священник в армии солдату, сжимающему автомат в окопе, придавленному армейской рутиной, матросу?
о.МИХАИЛ: Даст, прежде всего, высокий смысл тому служению, которому они посвящают время своей земной жизни, а как максимум — и саму жизнь. Даст высокий смысл, продолжение в Вечности тому доброму делу, которое именуется добродетелью самопожертвования — отдавать свою жизнь за тех, кого ты не знаешь, кто тебя за это не похвалит.
— Но это вообще-то определение подвига…
о.МИХАИЛ: Это — определение любого поступка, который совершается не за деньги, а за Родину, будь это служение учителя, воина, священника, врача…
Радио России, 09.07.10