Сегодня для нашей страны жизненное значение обретают право и правоохранительные органы. Само слово – «право» весьма содержательно и многогранно. Достаточно посмотреть однокоренные с ним слова: право, правда, правило, управление, правосудие, справедливость, правосознание, православие, праведник, правильный, правописание, правомерный, направо, справка, правка, приправа, вправить… и т.д. Право теснейшим образом связано с нравственностью и духовностью. Этот факт доказан многими гуманитарными учеными и практиками. Естественно-правовая теория права утверждает, что право должно соответствовать морали. Социологическая теория права учит, что оно воплощается именно в реализации законов. Историческая теория права отождествляет его с правовыми обычаями. Психологическая теория права выводит его из психологических закономерностей. Она делает упор на интуитивные права, которые являются регулятором поведения людей, т. е. действительным правом. Нормативистская теория права определяет право как систему норм права, во главе которой находится основная суверенная норма.
Действительно, откуда, из каких сфер общественного сознания взяты «Общепризнанные принципы и нормы международного права» (статьи 15 и 17 Конституции Российской Федерации)? Откуда вообще взялись законы? Припомним свод законов правителя Месопотамии XVIII века до н.э. царя Хаммураппи, где написано: «дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». Вспомним десять Заповедей Божиих: «1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого». Эти нормы были утверждены в эпоху рабства!
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (статья 2 Конституции РФ). Откуда взялась эта норма?
Юристы определяют право как исторически определенную и объективно обусловленную форму свободы в реальных отношениях. В отличие от императивного закона, право имеет и внутреннее убеждение, смыкается со сферой действия морали. Правовое государство ставит на первое место человека, его свободы и права, что, кстати, совпадает с православным учением о роли человека в мире (этот принцип порожден христианством, его духовностью и нравственностью!). Тогда принципиальной становятся моральная оправданность закона, справедливость права. Кроме того, существуют общественные отношения, которые детально не регулируются правом (внутренние корпоративные установления, традиции, обряды, обычаи, привычки). Там тоже есть своя свобода.
Если исходить из содержания второй статьи Конституции Российской Федерации, то мы живем в государстве, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государственные интересы в сфере безопасности неизменно должны находиться в гармоничном соотношении с интересами человека. А интересы человека определяются его многогранными потребностями, частью определяемыми его биологической природой, но также – его именно человеческой (духовной) сущностью, выделяющей людей и общество из царства необходимости и случайности.
Что же такое – «духовность»? Наиболее распространен взгляд на содержание понятия «духовный» как на качество личности, которое определяет ее деятельность в духовном мире; стержень веры, религий, мировоззрений, идеологий, целей и смысла существования, права, политики, мотиваций, морали и нравственности.
Проявление духовности в личности, прежде всего, характерно стремлением к какому-либо своему духовному идеалу. Любая духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать все по правилам, исходящим от объекта (духа) своего культового служения. Духовность в значительной мере определяет, куда стратегически будет стремиться человек, какие он предпочтет методы достижения своего идеала, соответственно, законные или противоправные, нравственные или аморальные, разумные или бессмысленные, альтруистичные или эгоистичные.
Особое значение приобретает духовность в нравственной сфере. В своей нравственной деятельности личность обычно руководствуется собственной совестью (или игнорирует ее). Любая нравственность исходит из характеристик своего Идеала, то есть из духовно-религиозной позиции.
Важно, что ответственность за этическую практику и духовную безопасность не есть дело отдельной личности, это корпоративная ответственность организации. Именно организация ответственна за создание условий, которые мотивируют служащих поступать этично (ответственно, интегрально, принципиально) либо vice versa (наоборот, противоположным образом). Отмеченное касается и правоохранительных органов. Например, за 9 месяцев 2012 г. к уголовной ответственности были привлечены 2,5 тыс. сотрудников полиции, а к дисциплинарной — 54 тыс. человек.
В зависимости от того, какие виды потребностей и идеалов ставятся на главное место (исходя из духовных критериев), или наоборот – подавляются или извращаются, определяются судьбы человека, семьи, общества и государства. Исключительное значение приобретает культура потребностей, напрямую влияющая на служебную этику.
Духовный стержень понятия «служебная этика» раскрывается в самом ее содержании:
• Основные правила и параметры любой деятельности – инструмент управления организацией.
• Принципы, которые объясняют, что хорошо и что плохо, что справедливо и нет… – рамки дозволенного.
• Общие духовные рамки, определенные организацией и соблюдаемые ею.
• Анализ того, как решения организации вовне и внутри ее воздействуют на других – социально ответственные действия.
• Способ улучшения (совершенствования) морали (и нравов).
• «Совокупность коренных ценностей, создающих основы человека, организаций и общества» (J.Stoner, E.Freeman ).
На значимость темы настоящей статьи указывают также и многочисленные социологические исследования. Несмотря на некоторый разброс данных, в среднем они свидетельствуют о том, что более 75% россиян относят себя, так или иначе, к православным, примерно 6% — к мусульманам, а около 1% — в совокупности к католикам, буддистам и адептам НРД. То есть в целом верующими убежденно считает себя основная часть граждан России.
И здесь необходимо вспомнить, что реальные значения и ценности человека формируются господствующей духовностью. Право, правоприменение и правосознание, как и вся культура зависят от того, какие вероучения и каким образом реально влияют на общество и его институты.
К сожалению, те, кто игнорируют роль духовности и религии в социальной жизни, относятся к ней, как Козьма Прутков к Солнцу. На вопрос о том, что важнее, Солнце или Луна, он ответил, что, конечно, Луна. Якобы, Солнце светит днем, когда и так светло, зато Луна помогает ночью ориентироваться.
Например, фундаментальный вклад православия в становление и развитие нашего государства, в формирование нравственности и правосознания многие граждане как бы не замечают.
Однако без высших позитивных духовных идеалов в обществе и государстве нет: объединяющей цели; эффективной политики; единой правовой системы; единой системы образования; единой системы социальных программ. Без высших позитивных духовных идеалов у общества и государства нет будущего!
ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР А.И.,
кандидат юридических наук, священник,
доцент Академии управления МВД России,
заместитель руководителя сектора МВД Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами,
доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
полковник внутренней службы в отставке