Организация работы штатного и внештатного духовенства Екатеринбургской епархии по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию представителей силовых структур
Согласно социальной концепции Русской Православной Церкви, Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Отдел Екатеринбургской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями создан в январе 1995 года. За период существования отдела в результате спланированной и системной работы была создана работающая модель взаимодействия Армии и Церкви. Разработанный епархиальным отделом алгоритм, методический материал и рекомендации способствуют регулярному проведению тематических встреч, развитию отношений между представителями воинских и силовых структур и церкви.
Количество воинских частей и подразделений силовых структур, окормляемых православным духовенством Екатеринбургской епархии, с каждым годом увеличивается и, хочется верить, что результат этой работы будет только на пользу и нашему государству, и каждому командиру, и каждому военнослужащему персонально.
Военный отдел осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью священнослужителей, окормляющих Вооруженные Силы и правоохранительные учреждения, организовывая и контролируя их работу по реализации единого комплекса мер в сфере духовного окормления военнослужащих, сотрудников силовых структур и членов их семей, а также оказывает консультативную помощь командному и офицерскому составу соединений воинский частей и подразделений силовых структур, дислоцирующихся на канонической территории Екатеринбургской епархии (Свердловская область).
За 16 лет с момента образования Военного отдела подписаны 16 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с 16 подразделениями силовых структур.
Количество войсковых частей Министерства обороны РФ и подразделений правоохранительных учреждений по состоянию на 10 января 2011 года в рамках подписанных Екатеринбургской епархией соглашений о сотрудничестве с воинскими частями Министерства обороны РФ, правоохранительными учреждениями, 222 священнослужителя духовно окормляют 368 объединений, соединений, воинских частей и подразделений, расположенных на канонической территории Екатеринбургской епархии, из них: по линии Министерства обороны — 115 подразделений, окормляющих священников – 93, по линии правоохранительных – 253, окормляющих священников – 216.
По опыту работы окормляющих священников в воинских частях проводятся следующие мероприятия:
1. Совместное проведение дней воинской славы и церковных праздников:
— праздники Пасхи, Рождества, Крещения и престольные праздники постепенно становятся общегарнизонными и предполагают не только богослужения, но и концерты, выставки, встречи, совместные обеды с приготовлением пищи в полевых кухнях;
— стало доброй традицией ежегодно проводить Дмитриевские поминальные субботы с привлечением творческих коллективов воинских частей и подразделений.
2. Регулярные встречи с руководителями групп общественной государственной подготовки и ответы на вопросы.
3. Освящение Боевых Знамен соединений, освящение командных пунктов, штабов, караульных помещений, казарм, столовых, котельных и других объектов воинских частей.
4. Силами храмов осуществляется информационное обеспечение паломнических поездок семей военнослужащих.
5. В воинских частях созданы православные уголки, во всех библиотеках имеется духовная литература, которая регулярно обновляется.
6. Периодически проводятся встречи с военнослужащими удаленных частей, индивидуальные беседы, совершается таинство Исповеди. После этих встреч желающие креститься и причаститься Святых Христовых Тайн приезжают в храмы.
7. Идет планомерная работа с молодым пополнением и выпускниками военных ВУЗов.
8. Проведение ежегодных архиерейских Рождественских елок для детей военнослужащих и сотрудников силовых структур.
9. Вручение ежегодных стипендий Правящего архиерея Екатеринбургской епархии РПЦ курсантам 4-х ВУЗов. Есть и другие наработки.
До введения института военного духовенства, что является, в том числе, и финансово затратным проектом, требующим детальной проработки, необходимо на переходном этапе приложить все усилия, чтобы наработанный за последние 16 лет опыт Синодального отдела, Екатеринбургской епархии и других епархий РПЦ по духовному окормлению силовых структур, стал подспорьем в выработке соответствующих правовых документов. Исходя из накопленного опыта по духовному окормлению, имеет смысл организация и проведение «круглых столов» с более детальным обсуждением опыта работы священников в войсках, возникающих проблем и поисков путей плодотворного сотрудничества, т.к. есть проблемы, которые требуют обоюдовнимательного отношения к вопросу духовной поддержки воинства, как со стороны Церкви, так и со стороны военного командования.
Основные проблемы для обсуждения:
1. Для более действенного сотрудничества между Церковью и Армией со стороны Министерства обороны, командования военных округов должны поступить в войска указания, выраженные, если не в приказе Министра обороны, начальника ГШ, то хотя бы в директиве ГУРЛС, которые бы определяли отношения командования и духовника. Как минимум, в этом документе должна быть определена отчетность командования о мероприятиях, проведенных совместно со священно — и церковнослужителями. Такая отчетность вызовет необходимость составления дальнейших планов совместной работы на год, на период обучения с ежемесячной корректировкой этих планов и с учетом потребностей войск с одной стороны, и церковным календарем – с другой (пример с Присягой).
2. Должен быть решен вопрос с формой допуска священника к документам, которые определяют цели и задачи войск в целом и пути их реализации для конкретных объединений, соединений и частей. Без знаний ежегодных приказов и директив, планов подготовки на год, без понимания плана боевых действий, плана перевода с мирного на военное время, документов боевой и мобилизационной готовности, священнику трудно определить свое место в войсковых структурах. Без определения этого места или его неправильного понимания, деятельность по духовно-нравственному окормлению может не только не принести пользу, но иногда, и навредить. Знание вышеперечисленных документов дадут возможность священнику заблаговременно спланировать свои действия в различных степенях боевой готовности и органично способствовать выполнению полученных приказов.
3. Необходимо предоставить священникам, окормляющим воинские соединения, объединения, возможность отбирать себе помощников из числа выпускников духовных училищ и семинарии, а также из числа благочестивых прихожан своего или соседних приходов, подлежащих призыву в Российскую армию, и через Областные военные комиссариаты призывать их в соответствующие воинские части и соединения с целью прохождения ими воинской службы в качестве помощников военных священнослужителей и миссионеров. Кроме того, при наличии удостоверения на управление автомобилем они могли бы быть и водителями. Это, безусловно, дало бы возможность молодым людям, решившим в дальнейшем служить Церкви приобрести опыт миссионерства, а для солдат дало бы возможность слышать голос своего воцерковленного сверстника, что порой более действенно, чем слушать призывы человека другого поколения. (Привлечение солдат-миссионеров в качестве водителей может явится решением вопроса о предоставлении духовникам служебного военного автомобиля, т.к. технические возможности наших автомобилей (дорожный просвет) не позволяют священнику мобильно передвигаться между отдельно стоящими воинскими частями по лесным дорогам, что, конечно, затрудняет оперативное решение проблем, требующих присутствия священнослужителя).
4. Не подготовленный и не разработанный детально механизм введения института войскового священства, может произвести к обратному эффекту. Суть его в том, что общество будет ждать от нас чуда, сиюминутного и кардинального изменения ситуации в армии, а если этого не произойдет, то найдутся политиканы, которые во всем обвинят Церковь. Чтобы этого не случилось, нам надо перейти от разговоров к конкретным делам, начать рутинную работу, подкрепленную руководящими документами с той и другой стороны, поэтапному введению института войскового священства.
Для преодоления субъективного отношения во взаимоотношении силовых структур Российской Федерации и Русской Православной Церкви введение института военного духовенства должно проходить обязательно с принятием решения на законодательном уровне. На сегодняшний день мы имеем только информацию о том, что 21 июля 2009 года Президентом Российской Федерации было принято решение о создании института армейского и флотского духовенства. Министр обороны в сообщении с прессой уточнил, что на первом этапе до конца 2009 года священнослужители должны быть в воинских соединениях, находящихся за пределами России, на втором этапе планировалось введение в штат дополнительный гражданский персонал из числа священнослужителей в основные бригады, воинские подразделения на территории России, а третий этап предполагал создание соответствующего управления при центральном аппарате Вооруженных Сил РФ, а также отделов в округах и на флотах.
Для разрешения вышеперечисленных проблем, в связи с введением должности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими, необходимо решить следующие вопросы:
1. Определить те воинские соединения, где будут введены должности помощника командира по работе с личным составом и на каких условиях.
2.Узаконить обязанности, права и полномочия (участие в воинских ритуалах) помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими в руководящих документах Министерства обороны (директивы МО, воинские уставы, директивы ГУРЛС и т.д.).
3. Сформулировать соответствующие наставления и инструкции, должностные обязанности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими, а также определить отношения с командиром соединения и его подчиненными.
4. Решить вопрос о предоставлении, по необходимости, священнослужителю помощников из числа военнослужащих соединения для совершения богослужений и других мероприятий.
5. Обеспечить помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими штатным автомобилем для мобильности передвижения.
6. Выделить помощнику командира соединения по работе с верующими военнослужащими отдельное рабочее помещение.
7. Обеспечить средствами связи помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими.
8. При назначении в воинское соединение штатного священника, необходимо решать вопрос о строительстве храма (уточнить источники финансирования).
9. Кандидатам на должность помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими перед назначением в воинские соединения необходимо пройти обязательную подготовку по определенной программе. Для этого по согласованию с командованием Центрального военного округа и руководством института военно-технического образования и безопасности Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина разработать программу для обучения и подготовки штатных военных священников на базе ВУЗа.
Остро ощущается нехватка руководящих документов, директив о регулировании взаимоотношений между командованием частей и духовниками. Поэтому духовное окормление частей зачастую зависит от личных отношений между командиром части и священником, что, конечно, с одной стороны, и не плохо, т.к. священник должен всегда «держать руку на пульсе» и уметь находить разумные компромиссы с командирами разных типов характера, поведения и мировоззрения, но с другой стороны — время, которое тратится для установления добрых отношений при достаточно частой смене руководства частей, бывает потерянным для плодотворной работы в войсках, а порой, за это время утрачиваются добрые наработки, со сменой командования все приходится начинать сначала.
Появление священника в части или подразделении должно перестать быть экзотикой. Священник должен иметь, по согласованию с командованием, право свободного посещения мест несения боевого дежурства, караула, внутреннего наряда и удаленных объектов без сопровождения командования. Опыт показывает, что именно в этом случае священник воспринимается как духовник, и офицер или солдат готов делиться с ним сокровенным. В противном случае священник воспринимается как администратор, что с одной стороны принижает роль священника, а с другой стороны не дает ему возможности для сердечной проповеди Слова Божия.
И вот тогда, если священникам удастся привести православное воинство к Покаянию и Причастию Святых Христовых Тайн, может, милостью Божией произойти чудо обновления Российского воинства в целом.
Руководитель отдела Екатеринбургской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Илья Константинович Новожилов
Доклад на «военной» секции XIX Международных образовательных рождественских чтений