7 декабря 2021 года состоялась военно-научная конференция военно-научного общества Центрального Дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе Министерства обороны Российской Федерации по теме: «Отступать некуда… Позади Москва!», посвященная к 80-летию битвы под Москвой.
В работе конференции приняли участи видные общественные и военные деятели, военные ученые, представители органов государственной власти, общественных организаций ветеранов г. Москвы и области.
Участники конференции обсудили духовно-нравственные основы и военно-политическое значение победы под Москвой. В ходе конференции выступили Карманов А.И. (модератор), Козлов В.А. (докладчик), Бирюков В.Н., Букш А.С., Музенко А.П., Новиков А.А., Попов В.В., Порохин С.А., Савинский П.Ф. и другие.
В работе конференции принял участие член экспертного совета Общероссийского общественного движения «Ветераны России» Мурзин В.А., который выступил по проблеме духовно-нравственного (религиозного) обеспечения статуса защитников Отечества на примере деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. В своем выступлении он отметил, что исторические материалы по данной теме свидетельствуют о следующем.
Перед началом Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь находилась в сложном положении из-за гонений на Церковь антирелигиозной политики в СССР 1920-1930-х гг. Жертвами репрессий стали десятки тысяч православных клириков и мирян. Были закрыты и уничтожены многие православные храмы.
Накануне войны, «несмотря на страшные гонения за Веру, абсолютное большинство населения страны были верующими, по данным переписи 1937 года, 2/3 сельского населения и 1/3 городских жителей страны считали себя верующими людьми»[1].
Русская Православная Церковь уже в первый день Великой Отечественной войны обратилась к народу (пастве) с патриотическим воззванием. В пастырском обращении проявилась истинная любовь Русской Православной Церкви к своему Отечеству.
Обращения Церкви к пастве сыграли неоценимую роль в мобилизации населения на защиту Москвы, при формировании новых частей и соединений, а также дивизий народного ополчения. Только на территории Москвы и области было сформировано 16 дивизий народного ополчения. Многие защитники Москвы приняли героическую смерть за Родину, в том числе с Богом в душе. На войне трудно, а порой и невозможно без молитвы и Бога в душе. Кто воевал, тот знает.
Всего за период войны было более 20 посланий предстоятеля Русской православной церкви, которые носили разъяснительный и консолидирующий характер.
Битва под Москвой стала переломным этапом во взаимоотношениях между государством и Церковью в СССР, которая заняла патриотическую позицию, объявив о своей полной поддержке всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Глава РПЦ – Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий в послании от 22 июня 1941 года призвал верующих стать на защиту Родины. Русская Православная Церковь организовала среди верующих сбор средств в Фонд обороны, помощи раненным, детям и семьям бойцов Красной Армии. По её призыву были собраны деньги на постройку танковой колоны (бригады) имени Дмитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского.
Зв весь период войны Русской православной церковью было собрано средств в Фонд Обороны на общую сумму 300 млн. рублей, а это не только танковые колонны, самолеты, это и оружие, боеприпасы, одежда, продукты питания и другие средства, столь необходимые для победы над врагом.
В период битвы под Москвой, Церковь совершала не только молебны о победе русского воинства и собирала денежные средства. Православные священнослужители принимали активное участие в партизанском движении и деятельности по консолидации православных верующих на временно оккупированной территории.
На оккупированной территории СССР гитлеровцы пытались использовать Русскую Православную Церковь в своих целях. С их разрешения вновь открылись храмы, создавались церковные общины. Одновременно с этим оккупантами был организован ряд антисоветских религиозных организаций. Однако духовенство Русской Православной церкви не пошло на сотрудничество с захватчиками. Многие священнослужители находились в действующей армии или участвовали в партизанском движении, укрывали мирных жителей от репрессий гитлеровцев, в проповедях неустанно говорили о победе советского оружия.
Многие представители Русской православной церкви за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, были отмечены правительственными наградами СССР. Свыше 100 представителей Русской православной церкви за годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями[2].
Мужество и героизм проявили вместе с народом православные священнослужители. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы, посвященные Великой Отечественной войне, в том числе и битве под Москвой.
К примеру, Архимандрит Алипий (Воронов), кавалер ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги» [3];
Талантливый иконописец и деятельный пастырь – будучи уже в сане оборонял Москву, воевал все четыре года, был ранен[4].
Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль «За отвагу», несколько медалей «За боевые заслуги».
С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск).
С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре[5].
И таких примеров сотни.
Только Постановлением Моссовета от 19 сентября 1944 г. и 3 января 1945 г. около 20 московских и тульских священников были награждены медалями «За оборону Москвы»[6].
В целом, патриотическая позиция РПЦ с первого дня войны, ее активная деятельность по консолидации советского народа и духовной помощи ему во имя великой Победы над врагом обеспечили ускоренное сближение государства и Церкви.
Так, 4 сентября 1943 в Кремле состоялась встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), результатом которой стало проведение Архиерейского Собора, избрание Патриарха Сергия, открытие приходов и духовных школ, возобновление печати «Журнала Московской Патриархии». После смерти Сергия Патриархом Московским и всея Руси в начале 1945 г. был избран митрополит Ленинградский Алексий, который находился во главе Церкви четверть века. За выдающие заслуги в деле организации патриотической работы в период Великой Отечественной войны Патриарх Московский и всея Руси Алексий 16 августа 1946 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени[7].
В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь осталась верна своим историческим и православным традициям. Всенародное бедствие прочно сплотило людей различных мировоззрений, а единство помыслов не только определило формы их сотрудничества, но доказало саму возможность и необходимость такого союза.
В ходе интервью по итогам конференции Мурзин В.А. отметил, что переломным моментом во взаимоотношениях между государством (СССР) и Церковью (РПЦ) стала Битва за Москву и недооценивать Роль Церкви в духовно-нравственном обеспечении статуса защитников Отечества нельзя. С учетом этого сегодня приоритетной задачей в сфере взаимоотношений государства и Церкви является формирование законодательной базы деятельности института российского военного духовенства.