Обращения «товарищ батюшка» в армии не будет

Уже второй год войска стали ближе к Богу в прямом смысле этого слова — представители церкви стоят на должностях в Вооруженных силах

Кто же он, армейский батюшка — больше священник или военный? Какими правами и обязанностями наделен? Появятся ли в армии, помимо святых отцов, имамы, раввины или ламы? На эти и другие вопросы «КП» ответил начальник недавно созданного Управления по работе с верующими военно-служащими Вооруженных сил РФ Борис ЛУКИЧЕВ.

— Борис Михайлович, так сколько сейчас батюшек служит в Вооруженных силах?

— Что касается принятых в штат в армии и на флоте, сейчас мы имеем там всего 21 священника. Они заключили договоры с командирами и выполняют свои профессиональные обязанности. Из них 20 — православные священники и один — из мусульманской уммы — имам-хатыб Синдикаев. Он служит в Южном военном округе. Остальные распределены по округам и родам войск.

— Не так уж и много. Помнится, изначально было принято решение, что священнослужителей в армии будет гораздо больше…

— Решением министра обороны в 2010 году введено 240 должностей штатных военных священников и 9 гражданских должностей. Первые священники появились в военных округах в составе управлений по работе с личным составом, в дивизиях и бригадах — как помощники командиров соединений и начальников вузов по работе с верующими военнослужащими. Их религиозная принадлежность зависит от того, какую веру исповедуют большинство военнослужащих (для назначения священника в часть верующие должны составлять там не менее 10% от общего числа). Этого, конечно, крайне мало, но это лишь первые шаги по возрождению духовности в армии.

— Как «боевые священники» распределены по стране?

— В первую очередь были заполнены должности священников в российских военных базах за рубежом. Люди в погонах там в сложных ­условиях, вдали от родины, поэтому и помощь батюшки наиболее востребована. Нашим воинам за рубежом уже сейчас помогают штатные военные священники. В Севастополе это протоиерей Александр Бондаренко, в Гудауте (Абхазия) — иерей Александр Терпугов, в Гюмри (Армения) — архимандрит Андрей (Вац).

— Воинскую честь батюшке солдатам и офицерам по уставу отдавать нужно? В храмах им и генералы кланяются! И как обращаться к священно­служителю в армии, где сохранено слово «товарищ»? «Товарищ батюшка»?

— Честь воинскую отдавать батюшке не нужно, ему нужно уважение его священнического сана. И обращения обычные — «батюшка», «отец», «имам», «ребе»…

— Форма одежды для священника определена?

— Священник и в армии остается священником. Он прикомандирован к воинской части. Нанят на работу по договору. Но главная его задача — выполнять свои духовные обязанности. В повседневной жизни священнослужитель Русской церкви в рясе, у мусульман — халат. Сейчас для священнослужителей прорабатываем норму вещевого довольствия, в поле он может быть и в полевой форме. Но при этом священник не является административно подчиненным командованию. И воинского звания у него нет.

СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ В ТЕМЕ

— Кто и как отбирает священников в армию? Проходят ли они какой-то отбор?

— За последние 20 лет уже несколько тысяч священнослужителей, в основном Русской православной церкви, сотрудничают с воинскими частями. Многие из тех, кто уже по 5 — 7 лет взаимодействует и помогает, на учения ходит, отбираются для штатной работы в воинских частях. Отбор происходит элементарно. Как правило, у него есть храм или часовня на территории воинской части. Таких людей отобрано уже более сотни человек. Даже командиры порой ходатайствуют, чтобы назначали таких священников в воинскую часть.

— Должен ли военный священник сам отслужить в армии?

— Желательно. Потому что ему легче входить в воинский коллектив, понятнее многие проблемы. Но это не является каким-то жестким правилом. У нас есть военные священники, которые отслужили только срочную службу или, может быть, получали высшее образование, оканчивали военные кафедры.

«ПОКЛОНЯЙСЯ АЛЛАХУ, НО СЛЕДУЙ ЗА КОМАНДИРОМ»

— В целом в Российской армии до 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них 80% — православные. Поэтому в основе своей у нас священнослужители православные. Особенно в тактическом звене. Пока в военных частях построено 200 культовых объектов. Они, как правило, все православные. Только 4 культовых объекта мусульманские — молитвенные комнаты. Вот Евгений Нафиков служит на российской авиационной базе в Канте, в Киргизии. Большинство в части православные, но есть 25 мусульман. Он съездил в Кант, нашел мечеть, где имам хорошо относится к России. По пятницам командир дает автобус, и он везет этих ребят в мечеть. Имам их привечает, но и учит, говоря: поклоняйся Аллаху, но следуй за ведущим тебя, то есть за командиром.

ЖИЛЬЕ И РАБОЧИЙ КАБИНЕТ

— А какую зарплату получают батюшки в армии? И как решаете жилищный вопрос? Ведь многие прибывают с многодетными семьями.

— Мы пока стараемся нанимать на работу священнослужителей, которые уже давно взаимодействуют и живут, как правило, рядом с воинской частью. Но есть и такие, которые приезжают издалека. Их, как правило, обеспечивают жильем. Командование заинтересовано в том, чтобы обеспечить батюшку нормальными жилищными условиями, рабочим кабинетом, где можно индивидуально работать с солдатами.
Первичная зарплата — 10 тысяч рублей. Еще плюс 100% от этого — за сложность воинской службы. Плюс районный коэффициент, добавки за выслугу лет. Плюс премиальные. В среднем по России получается около 27 — 30 тысяч рублей. Если же это где-то на окраинах, где высокий районный коэффициент, там уже 35 тысяч рублей, за рубежом — больше.

БАТЮШКА И ИМАМ ПРИХОДЯТ К СОЛДАТАМ ВМЕСТЕ

— Как взаимодействуют друг с другом православный и, скажем, мусульманский священнослужитель?

— Штатный военный священник имам-хатыб Ильдар Синдикаев трудится в составе управления по работе с личным составом в Южном военном округе. И они вместе с протоиереем Леандром Кузнецовым ездят в войска. Один — в рясе, с крестом, в камилавке. Другой — в халате и чалме. Приходят в воинскую часть, и солдаты видят, какие взаимоотношения этих духовных лиц. Это очень сильно действует.
Церковь не внедряют в войска — она там востребована. И священники приезжают, потому что их там ждут — на Черноморском флоте, в Дальней авиации, в Космических войсках… И храмы строятся за счет людей, которые хотели, чтобы храм был на территории части.

«ПРАВОСЛАВНЫЕ, ОТОЙДИТЕ В СТОРОНКУ»

— В 1993 году, когда перево­зили мощи Серафима Саровского из Петербурга в Саров, на каком-то этапе помогали и военнослужащие. Полевые кухни для паломников строили. И Патриарх Алексий сопровождал эти святые мощи. Увидел солдат и говорит: «Православные есть? Отойдите в сторонку». Он их благословил, иконки подарил. Мы стараемся следовать завету Патриарха.

— Борис Михайлович, а почему вы при такой должности не в священном звании? Могли быть и отцом Борисом.

— На все воля Божия. Чтобы не было вопросов, какая церковь какой деноминацией управляет, начальником управления стоит гражданское лицо.

Виктор СОКИРКО, Елена ЧИНКОВА,
Комсомольская правда, 26.03.12

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее

[sape]