Комментарий к Федеральному Закону «О полиции»
В интернете опубликован проект Федерального Закона «О полиции». Впервые власть советуется с народом по такому важному вопросу: какой быть новой правоохранительной структуре? Несмотря на то, что функции остаются практически прежними, и формы охранительной деятельности не блещут новизной, тем не менее нам предлагается совершенно новая, по сути, современная структура Министерства внутренних дел. Читая проект закона «О полиции», неожиданно осознаешь, как устарела наша милиция.
Первые предложения о переименовании милиции в полицию появились лет 20 назад. Но тогда так качественно и резко повернуть вектор своего развития к гуманизму и нравственности милиция была не готова. Сейчас двигаться по инерции уже нельзя.
В последнее время появились попытки как-то изменить ситуацию. Вначале был разработан Кодекс чести сотрудника милиции. Совсем недавно принят Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, многие идеи которого отражение в проекте закона «О полиции». В нашем кратком комментарии хотелось бы выделить основные, значимые моменты предлагаемого закона.
В статье 6, посвященной законности, мы читаем: «Сотрудник полиции не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы». Далее, статья 7 гласит: «Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебных отношениях должен воздерживаться от любых действий, которые могут опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристрастности или подорвать авторитет полиции». О том же говорится в статье 31, посвященной требованиям к служебному поведению сотрудника полиции. В пункте 8 написано – «не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство». Иного и не должно быть. Официально в статье 25 признается, что «сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства». Впервые среди основных обязанностей сотрудника полиции ему предписывается:
— сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;
— уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Очень важным представляется положение, обязывающее сотрудника полиции всегда и везде на территории Российской Федерации независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток быть готовым исполнить свои служебные обязанности, а именно:
— оказывать в пределах имеющихся возможностей первую помощь и другие виды помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии, опасном для жизни;
— в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения им таких событий принять меры по спасению граждан, предотвращению и пресечению преступления или административного правонарушения, задержанию лица, подозреваемого в их совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Привлекает внимание статья 56. Переходные положения. Пункт 2 гласит: «Сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях». И все. Никаких аттестаций, никаких дополнительных испытаний и проверок. Написал заявление и ты сотрудник полиции. Пункт 7 также четко гласит: «Сотрудники милиции, не изъявившие в письменной форме согласия остаться на службе в полиции, подлежат увольнению». Если ты согласился остаться на службе в полиции, то ты согласен выполнять все те требования, которые предъявляются к сотруднику полиции согласно закону «О полиции». Такой спокойный подход к решению кадровых вопросов, с одной стороны, сохранит стабильность в милицейских-полицейских подразделениях, с другой – не мажет черной краской сотрудников милиции, сохраняя за ними в полиции все положенные права и льготы.
Уже эти немногие выдержки из проекта закона «О полиции» свидетельствуют о том, что и власть уже созрела к тому, чтобы радикально изменить основную правоохранительную структуру.
Однако, несмотря на общую положительную оценку проекта закона, некоторые положения вызывают ряд вопросов.
Речь идет о запретах, связанных со службой в полиции. Так, согласно пункту 13 статьи 30 сотруднику полиции запрещается: «принадлежать к политическим партиям, являться членом общественного объединения, преследующего политические цели, материально поддерживать политические партии и указанные общественные объединения, принимать участие в их деятельности, а также использовать преимущества служебного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума». Здесь ничего не говорится о религиозных объединениях, поскольку они не преследуют политических целей и любой сотрудник полиции имеет право быть верующим человеком и являться членом Церкви.
Следует согласиться и с пунктом 15 статьи 30, согласно которому сотруднику полиции запрещается «создавать в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел структуры политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций или способствовать созданию указанных структур, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». И это правильно. Об этом же говорится и в Конституции, когда декларируется положение об отделении религиозных объединений от государства. В государственных структурах не могут создаваться религиозные объединения. Но в то же время в воинских подразделениях могут строиться храмы и проходить богослужения, без образования приходского собрания и других подобных ему организационных форм. Иного и не должно быть. В полиции, как, впрочем, и в любой другой государственной структуре, должен сохраняться принцип единоначалия.
А вот с некоторыми положениями пункта 14 статьи 30 согласиться нельзя. Согласно этому пункту сотруднику полиции запрещается: «использовать служебные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его служебные обязанности». Авторы законопроекта, по-видимому, автоматически перечислили запреты, особо не вдаваясь в сущность проблемы. То есть, если начальник какого-либо полицейского управления или отдела или, даже рядовой сотрудник полиции придет в храм и будет молиться, выражая тем самым публично (все могут наблюдать его действия в храме) отношение к Богу, а значит и к религиозному объединению, то он подлежит увольнению. А в 37 могли бы и расстрелять!?
К этому положению появляется и еще один вопрос, а если сотрудник полиции атеист, он тоже не имеет право публично об этом свидетельствовать? Не загоняем ли мы таким образом сотрудника полиции в угол?
В этом смысле совершенно справедливо требование части 2 статьи 31, когда «сотрудник полиции, замещающий должность руководителя (начальника), не должен допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций». Но в то же время напрашивается и другой пункт, который можно было бы сформулировать так – «сотрудник полиции, замещающий должность руководителя (начальника), не должен преследовать или притеснять каким-либо образом подчиненного сотрудника, верующего в Бога».
Ну и наконец, хотелось бы отметить следующий момент. Опубликование законопроекта «О полиции» свидетельствует еще об одном очень важном политическом решении. Если закон будет принят и полиция начнет действовать как новая правоохранительная структура МВД, то сами собой останутся за рамками полиции идеологические портреты и памятники Дзержинского и иже с ним.
Протоиерей Александр ШЕСТАК,
к.ю.н., полковник милиции в отставке