Немаловажным, а зачастую и первостепенным фактором боеспособности большинства армий мира является духовно-моральная составляющая. Идеологическому моменту в армии всегда уделялось большое внимание.
Не являлась исключением и эпоха наполеоновских войн, в том числе переломный её момент – Отечественная война 1812 года в России. Идеология Великой армии Наполеона заслуживает отдельного исследования, но можно с полной уверенностью сказать, что взгляды на духовную часть мира в ней были менее целостные, более пёстрые, чем в армии российской.
Российская императорская армия состояла преимущественно из населения великорусских губерний, исторически придерживающегося православной веры. Соответственно, более 90% тогдашних военнослужащих являлись православными. Поэтому нет ничего удивительного, что и православное духовенство занимало свое место в российской армии. Более того, этот момент был структурирован – еще по положению от 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, также в каждом полку была своя икона-покровительница.
Многие священники делили с солдатами тяготы военных походов, были рядом с солдатами в бою. Были нередки случаи ранения или смерти полковых батюшек. Так, священник 6-го егерского полка Евфимий Иванов погиб 12(24) октября 1812 года во время Малоярославецкого сражения, исколотый штыками.
К награде были представлены 14 полковых священников из подразделений, сражавшихся в тот день: Павел Святенков, Стефан Ветохин, Антоний Волошинский, Степан Гордиевский, Никифор Дмитровский, Николай Канцевич, Симеон Кушакевич, Василий Масников, Симеон Мизеровский, Григорий Рожевский, Иоанн Розов, Софроний, Савва Сапковский и Василий Васильковский.
Награждали священников специальными наградами для духовенства — скуфьями, камилавками, наперсными крестами. Военных наград им не полагалось.
Однако были и исключения. Например, священник лейб-гвардии Литовского полка Андрианов был представлен к солдатской награде — Георгиевскому кресту. А священник 19-го егерского полка Васильковский был удостоен еще более высокой награды, ради чего командиры российской армии пошли наперекор сложившимся традициям. Так, герой Малоярославецкого сражения генерал Дохтуров писал в своем рапорте фельдмаршалу Кутузову: «Господин полковник Вуич доносит мне, что вверенного ему 19-го егерского полка полковой священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди полка со крестом, своим наставлением и примером мужества поощрял солдат поражать врагов и умирать бесстрашно за веру и государя, причем ранен пулею в голову. Сей примерный поступок вторично им уже совершен. В сражении при Витебске он находился пред полком и также был ранен. Подвиг священника Васильковского достоин особенного награждения, тем более что было не приказание, а единственно рвение к пользе и государя, и отечества. Я, представив о сем Вашей светлости, по всей справедливости имею честь ожидать воздаяния священнику Васильковскому сообразно отличным его заслугам. На подлинном подписал генерал от инфантерии Дохтуров. Октября 31 дня 1812 года».
Об особом награждении В. Васильковского ходатайствовал перед императором Александром I и сам фельдмаршал Кутузов. В итоге Васильковский получил высокую воинскую награду — орден Святого Великомученика Георгия 4-го класса.
Это был первый в российской истории случай награждения военного священника офицерской наградой.
По идеологическим причинам после 1917 года о роли православного духовенства в Отечественной войне 1812 года умалчивали. Ныне же мы можем не стесняться нашего исторического прошлого.
В честь подвигов военного духовенства на полях сражений было решено установить в Малоярославце памятник полковым священникам. А одна из улиц нашего города носит название уже упомянутого духовника 19-го егерского полка Василия Васильковского.
Артемий ВЫПРЯЖКИН,
Весть (Калужская область), 26.06.2015