Пастырское попечение в австрийской армии
В период Первой мировой войны помимо российской армии, в состав которой входили представители многих национальностей, на звание многонациональной претендовала также и армия Австрийской империи. Помимо австрийцев в ней служили представители славянских народов, мусульмане и иудеи. В этой связи пастырское служение в Вооруженных силах Австро-Венгрии требовало соответствующей организации.
В 1869 году была осуществлена реорганизация всей системы пастырской службы в армии и образованы 17 военных приходов в Австро-Венгрии, в которых были введены должности римо- и греко-католических военных капелланов (последние подчинялись латинским военным священникам).
В составе Австро-Венгерской армии была целая духовная институция (структура), называвшаяся Фельдвикариат, которой управлял полевой римо-католический епископ — представитель Церкви при Имперском Военном Министерстве.
Ему подчинялись фельдсупериоры (на первом слева фото в этом сообщении изображен именно фельдсупериор), которые находились при штабах отдельных армий. В их подчинении находились низшие полевые духовные чины – фельдкураты. Кроме того, были еще капелланы при военных госпиталях. Следовательно, структура духовной опеки в армейских частях в основном отвечала не только административному делению Церкви (епископат – деканаты – приходы), но и армейской структуре.
О греко-католиках, которые проходили военную службу в Австро-Венгерской армии, духовно заботились греко-католические капелланы — фельдкураты, которые административно находились в подчинении римо-католическому епископу, но в каноничных вопросах подчинялись греко-католическим епископам тех епархий, откуда они были призваны. Все капелланы носили военную форму, чаще всего имели чины капитана или майора, но без отличий, носили нагрудный крест (последнее не всегда).
Для удовлетворения духовных потребностей православных (главным образом, из Буковины, Трансильвании, Боснии и Герцеговины) в австрийской армии были православные священники. Права и обязанности у них были такие же, как и у греко-католических капелланов, с той разницей, что канонически они зависели от румынских православных митрополитов в Черновцах.
Существовали также военные имамы и равины.
В обязанности капелланов, кроме пастырской деятельности, входили ведение метрик, учет всех павших в боях или умерших в военных госпиталях, точный учет могил военнослужащих, соблюдение всех предписаний военных похорон, коллективное отпущение грехов всем воинам перед боем, когда не было времени на обычную исповедь, и т.п.
На практике форма капелланов заметно варьировалась (в рамках существующего регламента), что видно по имеющимся изображениям:
В 1801 году для военных капелланов Императором Священной Римской Империи Францем II была учреждена награда Духовного Креста Заслуг «PIIS MERITIS». Высочайшим Указом от 9 мая 1911 года утверждались следующие степени данной награды: Первой Степени на Красно-белой ленте, Первой Степени на Белой ленте, Второй Степени на Красно-белой ленте и Второй Степени на Белой ленте. На красно-белой ленте награда выдавалась за подвиги во время войны, а за заслуги в мирное время — на белой ленте.
В Положении говорилось: «Эти кресты будут теперь выдаваться не только за связанные с опасностью на поле боя заслуги в военное время, но и, в исключительных случаях, также за многолетнюю выдающуюся деятельность по духовной заботе о военнослужащих в мирное время.
Полученные за военные заслуги перед лицом врага кресты должны носится, как и прежде, на бело-красной полосатой ленте.
Кресты же, полученные за заслуги в мирное время — на белой ленте».
> Помимо австрийцев в ней служили представители славянских народов, мусульмане и иудеи
Не совсем корректное выражение. Например, боснийцы являются одновременно и славянами (по крови), и мусульманами (по религии) и в те времена еще были до кучи и поддаными Австро-Венгерской империи. А немецкоговорящие австрийцы бывают как католиками, так и протестантами.
По сути своей, то о чем мы с вами говорим написано в тексте сообщения. В любом случае, благодарю за ремарку.