>Прошло три года с момента обнародования президентского решения о введении в Вооруженных силах Российской Федерации института военного духовенства. На первом этапе предусматривалось введение 242 штатных должностей для священнослужителей. Однако в настоящее время в армии на постоянной основе трудятся всего лишь 21 православный священник и один имам. Они стали своего рода первопроходцами. Ежедневным трудом, путем проб и ошибок они пытаются создать наиболее эффективную систему работы священника в Вооруженных силах.
Взаимодействие Церкви и армии в постсоветской России продолжается уже более пятнадцати лет, однако до недавнего времени священнослужители воспринимались военнослужащими, скорее, как гости. Чаще всего они появлялись в воинских частях по случаю принятия присяги, юбилеев, памятных мероприятий. Их деятельность регламентировалась соглашениями, подписанными Русской Православной Церковью с родами и видами войск и содержащими весьма расплывчатые формулировки.
После упомянутого президентского решения ситуация изменилась. Священник может быть назначен помощником командира по работе с верующими военнослужащими, постоянно находиться рядом с военнослужащими и участвовать в повседневной жизни воинского коллектива. В связи с этим, естественно, учитывая к тому же без малого вековой разрыв Церкви и армии, возникают определенные вопросы и проблемы. Рассмотрим основные из них.
Функциональные обязанности. В настоящее время статус и обязанности священнослужителя в армии регулируются главным образом тремя документами. Это Положение по организации работы с верующими в Вооруженных силах РФ, Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ и Типовые функциональные обязанности. В них определены задачи и формы взаимодействия священника с солдатами и офицерами, а также организации деятельности органов по работе с верующими военнослужащими в мирное и военное время. Однако что именно и в какое время должен делать военный пастырь, детально не прописано. Выработать такие инструкции — задача сегодняшнего дня, считают в Министерстве обороны. «Сегодня нужен нормативный акт, в котором были бы прописаны моменты, связанные с организацией повседневной деятельности священнослужителя в армии, — говорит начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев. — Кроме того, в связи с тем что в армии служат люди разных вероисповеданий, нужно прописать, как священнику работать в этой ситуации, что ему делать в военных условиях, в ходе боевой подготовки. Такая нормотворческая работа сейчас ведется, но нужно учесть очень много факторов». Факторов действительно много. Начиная от места пребывания священника во время тактических учений до вопроса о времени проведения воскресной литургии. Ведь воскресенье только формально считается свободным днем. На деле же оно максимально насыщено разного рода спортивными и культурными мероприятиями — соревнования, просмотры кинофильмов, дополнительная физическая подготовка и т.д., которые начинаются с раннего утра и продолжаются практически до отбоя. Что делать священнику в этой ситуации? Служить литургию для всех желающих до подъема? Вписать богослужение в общий план мероприятий с указанием точного времени и численности присутствующих военнослужащих? Заменить совершение литургии поздней вечерней или духовной беседой? И это только один пример из длинной череды недоумений, возникающих в работе военного священника.
Регламентация деятельности священнослужителя в армии осложняется невозможностью создать некий общий шаблон для всех видов и родов войск. Дежурства у ракетчиков, вахта у моряков, длительные полевые выезды в пехотных частях — всё это определяет специфику жизни воинского коллектива, частью которого является священник. Поэтому, даже если нормативный документ, о котором идет речь, и появится, многое священнику по-прежнему придется решать самостоятельно.
Квалификационные требования. В настоящий момент квалификационные требования, зафиксированные в документах, согласованных обеими сторонами, к кандидатам на должность помощников по работе с верующими военнослужащими достаточно просты. Такой человек должен быть гражданином Российской Федерации, не иметь двойного гражданства и судимости, иметь уровень образования не ниже среднего, рекомендацию от религиозного объединения, положительное заключение медицинской комиссии и опыт работы в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.
Данный перечень требований уточняется и дополняется, конечного нормативного документа еще нет. Однако некоторые работники Министерства обороны трактуют существующий перечень весьма своеобразно. Так, сравнительно недавно во многих СМИ было опубликовано высказывание высокопоставленного чиновника военного ведомства, пожелавшего сохранить анонимность, где он, в частности, сетовал, что недостаток священников в армии связан с тем, что не все кандидаты, предлагаемые религиозными организациями, отвечают предъявляемым требованиям, а именно: по его словам, военный священник до вступления в должность обязан прослужить в армии не менее пяти лет и обладать хорошей физической подготовкой. Но такие требования не прописаны ни в одном документе. Что же касается фактического положения дел с утверждением кандидатов на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, то, по свидетельству председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, в Министерстве обороны уже более полугода находится на утверждении список из четырнадцати человек, отвечающих всем официально согласованным требованиям (более того, многие из кандидатов имеют старшие офицерские звания и знакомы с армейской службой не понаслышке). Кроме того, в Синодальном отделе подготовлены для работы в армии еще 113 священнослужителей, дела которых длительное время ожидают своего рассмотрения.
Критерий эффективности работы. Вопрос о том, как и в соответствии с чем оценивать результаты работы военного священника, также не решен. Какой показатель может стать критерием эффективности? Сокращение числа преступлений в воинской среде? Устранение негативных проявлений неуставных отношений? Повышение уровня служебной мотивации? Но решение всех этих задач входит и в компетенцию офицеров-воспитателей. Нельзя же, например, рассчитать, что вклад священника в решение некоей социальной проблемы составил 60%, а органов по воспитательной работе — 40%, или наоборот. Высказывается иногда мнение, что одним из критериев могли бы стать отзывы командиров о том или ином священнике. Но в таком случае, конечно, большое значение будет иметь субъективный фактор. Если, например, командир — воинствующий атеист, который на дух не переносит присутствие в жизни части религиозной составляющей, тогда, даже если священник «горит» на службе, командирский отзыв вряд ли будет положительным.
Объекты религиозного назначения на территориях воинских частей. За последние годы на этих территориях с использованием привлеченных средств построены сотни православных храмов и часовен. Фактически это постройки, находящиеся в ведении Департамента имущественных отношений Минобороны. С другой стороны, все культовые здания представляют собой объекты религиозного назначения и в соответствии с недавно принятым законом могут быть переданы Церкви, для чего последняя должна сама сделать запрос об их передаче. Полгода назад Минобороны направило в Патриархию соответствующее письмо за подписью министра с приложенным к нему перечнем храмов. По словам Бориса Лукичева, представленный перечень уже разослан по епархиям на отзыв правящим архиереям. «Но епархиальные архиереи люди обстоятельные и солидные, работают внимательно, поэтому полгода прошло, а ответа нет. А без него мы не можем предпринимать никаких действий», — говорит он. Кроме того, вопрос о передаче осложняется еще и тем, что ряд храмов не имеет должного документального оформления, так что их имущественный статус до конца не определен. Существует и проблема обеспечения воинских храмов церковной утварью и предметами, необходимыми для богослужения. Поскольку в расходных статьях Минобороны не существует соответствующей графы, материальные затраты по приобретению облачений, свечей, вина, хлеба берет на себя местная епархия или лично священник.
Кроме перечисленных проблем, связанных с формированием в Российской армии института военного духовенства, существуют и другие. Это и профессиональная переподготовка военных священников, материальное довольствие священнослужителя, уточнение особенностей его статуса и др. Все эти вопросы, конечно, можно решить. Ведь главная цель у всех заинтересованных сторон одна – созидание сильной армии, обладающей как мощным боевым, так и высоким духовным потенциалом.
Евгений МУРЗИН
Прочитал статью-реально скажу такими методами как сейчас пытаются ввести в армию священников ничего не получится. Отвечу почему потому что данный человек должен быть уникальным во многих вопросах. Знать армейскую среду быть примером и авторитетом. а в армейском коллективе этого трудно добиться. Я много лет служил офицером и знаю, почему недолюбливали замполитов почему ненавидели многих командиров и как стать уважаемым всеми. Вот решил поступить в духовное училище проучился 2 года и надо еще 5 лет чтобы стать священником а годы идут и в принципе готовят теоретиков богословов, а вот мой жизненный опыт умение найти путь к сердцу человека будет нужен только через несколько лет когда утечет много воды. Обидно конечно знать как и не иметь возможности. Ну а так придут бывшие замполиты в удобное время быстро сменившие взгляды или выпускники семинарий которых армейские коллективы не примут или просто неопытные священники которые будут только принимать участие в праздниках и событиях по примеру наших «казаков». Сечас руковожу охранным предприятием и весь опыт использую там, а вот там где мог бы как то не востребован. Но на все воля Господа.