Начало XVIII века – время активного освоения строительства военного флота, а значит и потребность в профессиональных кадрах. В связи с этим Петр I в 1701 году издает указ о создании в Москве «Школы математических и навигацких наук»: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день и является официальной датой основания штурманской службы.
Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.
Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной. В «Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ» говорится о том, что «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.
В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ.
В 2011 году штурманская служба отечественного флота отмечает свой 310-й юбилей.