Продолжение. Начало
В «королевстве кривых зеркал»
— Человек, решивший лишить себя здоровья или жизни, ради достижения сиюминутной цели, не является ли уже психически ненормальным?
— Очень часто в основе таких решений и действий лежит страх, малодушие, что нельзя трактовать, как психические заболевания. В психиатрии есть такое понятие, как «аффективно суженное мышление», когда человек не видит иного выхода, кроме того, который он избрал. И вывести из этого состояния очень непросто. Если вовремя не распознать предрасположенность к «закосу» по здоровью, то оно, скорее всего, будет рано или поздно реализовано.
Здесь крайне важна роль первичного войскового звена, особенно рабочего тандема: психолога части и заместителя командира по воспитательной работе. В какой-то степени, возможно, и помощника командира о работе с верующими военнослужащими. Для этого в подразделении должен быть налажен не только контроль, особенно за лицами из групп ПНД (психо-динамического наблюдения), но и вестись постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе, душевного состояния каждого военнослужащего.
— Как же всё-таки удаётся обмануть слабовольному, неискушённому в житейских проблемах солдатику командиров и врачей?
— Чаще всего всё зависит от конкретных обстоятельств и человеческого фактора. Если у командиров нет желания разбираться в истинных причинах болезни солдата и им проще избавиться от подчинённого (в будущем возможным «ходячим ЧП»), то он невольно пойдёт на поводу у косаря (что вероятнее всего приведёт к вспышке «массовых заболеваний»). А если командование нацелено на борьбу с этим явлением, готово кропотливо разбираться по каждому факту заболевания, да ещё и будет заниматься профилактической работой с подчинёнными, то «косьба» пойдёт на убыль.
И ещё один важный момент. Если в части, подразделении появились «косари», то это лишний повод для командиров задуматься о слабой эффективности, организуемой ими воспитательной работы, которая, может быть, ведётся только на бумаге. Часто ведь бывает достаточно перевести «заболевшего» солдата в другую часть, где он быстро выздоравливает и дослуживает без замечаний.
Когда же «солдат-косарь» всё-таки попадает на приём к малоопытному психиатру, то тот справедливо полагает, что командование, прежде чем направить его к нему, исчерпало все воспитательные и принудительные меры воздействия на солдата и у доктора срабатывает стереотип, что пациент действительно болен. Тогда психиатр, чтобы не пропустить «стёртые», размытые случаи психопатии, дабы перестраховаться, может направить «мнимого больного» в стационар, где установки «на болезнь» у пациента автоматически закрепляются. Сам он принимает этот ход за подтверждение своей «болезни», легко входит в роль «страдальца». Как правило, такие «больные» начинают втираться в доверие к медперсоналу, искать нужных людей, налаживать необходимые контакты. К сожалению, здесь нельзя исключить и коррупционный элемент. В итоге на практике происходит немало случаев уклонения от службы таким способом. Помешать этому может только «фактор совести», но я считаю, что на данном этапе, это, к сожалению, невозможно. Веками проверенный и надёжный в прошлом защитный механизм, сегодня заблокирован.
— Давайте поговори об этом подробнее.
— Давайте. Совесть, на мой взгляд – это общепризнанная общественная модель поведения, т.е. то, что принято и признано большинством. И если для многих ребят, призванных из сельской местности, симулирование болезни с целью «закосить» от службы не является нормой, то для городских, более «продвинутых» их сверстников, «закос» от армии становится даже неким геройством наоборот. Получается этакое «королевство кривых зеркал», как в известной киносказке прошлых лет, где всё перевёрнуто, где «добро» – это «зло» и наоборот. При отсутствии чётких критериев добра и зла, да ещё и не поддержанных государством не на словах, а делом, можно не сомневаться, чья позиция одержит верх.
Никто не спорит, что «лучше веселиться, чем работать». Прекрасно понимали это и наши предки, но если бы они пошли этим путём, например, вместо защиты Родины в годы Великой Отечественной войны, массово дезертировали или отсиживались по хуторам, как книжный «герой» В.Войновича солдат Иван Чонкин, то трудно представить чтобы стало с нами, со страной и были ли бы мы вообще!?
Можно, конечно, сказать, что тогда не было демократии и свободы, было тоталитарное общество, и у наших предков не было иного выбора и т.д. Но это лишний раз говорит о том, что в условиях демократии, от граждан, то есть от нас, требуется ещё большая сознательность.
Подполковник Роман ИЛЮЩЕНКО
Продолжение следует