Закосить «под дурочка» (возможно, но небезопасно!). Окончание

Окончание. Опубликовано ранее

Не за страх, а за совесть

— Сознательность, совесть. Можно ли их привить человеку, например, медикаметозно или гипнозом, через сеансы НЛП, ведь наука шагает всё дальше, делаются научные открытия?

— Раньше, например, проблему т.н. «совести» решали очень просто – сульфазином. Был такой в советское время, в период карательной психиатрии, препарат запрещённый сейчас. После ввода внутримышечно раствора этого «лекарства», у пациента наступали нестерпимые, жгучие, длящиеся несколько дней, боли. Сульфазин вводился для т.н. коррекции поведения, чтобы пациент психиатрической клиники начал думать «как надо» или «как все». И требуемый результат легко достигался. В 90 % случаев солдаты, которые до этого упорно считали себя больными, меняли это мнение и просился срочно вернуть их в часть, чтобы честно дослуживать.

Можем ли мы с сегодняшних позиций назвать этот метод правильным, ведь цель достигнута: военнослужащий признал себя симулянтом и готов, так сказать, искупить свою вину перед Родиной? Конечно, нет! Ведь признать свою вину его заставили не муки совести, не чувство вины, раскаяния, а чувство боли и страх, что она повторится. Поэтому проблемы совести, сознательности, механизмы её включения, к сожалению, не лежат в сфере психиатрии. Тогда где же? Дерзну предположить, что ответ на этот вопрос может дать, наверное, те, кто по роду своего служения стоят ближе всех к тайне зарождения души и совести, как её составляющей. Это священнослужители.

Например, в Православии давно выработано отношение к воинской службе, как к служению — не себе, своим прихотям, а другим: народу, обществу, Родине, Богу. Поэтому ратная служба всегда считалась священной. Воин, принявший присягу, отдавал себя в волю поставленным над ним Богом начальникам. Смерть в бою – считалась высшей честью для многих русских воинов, особенно казаков. Примерно так же служба в армии рассматривается и в исламе. Защита своего Отечества – священный долг для любого мужчины. Павший в бою за Родину, за свою веру воин-мусульманин становится, по канонам ислама, шахидом – свидетелем своей верности Всевышнему. Не противоречат, насколько мне известно, добросовестному служению в армии традиционные для России буддизм и иудаизм.

Как видим, вопрос, как возвращать в строй «мнимых больных», скорее морально-нравственный и этический, чем медицинский или законодательный.

— Что же делать, когда влияние Церкви, количество истинно верующих в армии ещё не настолько велико? На что рассчитывать?

— Как я уже говорил, никакие современные, разрешённые законом, лекарства и методики не помогут, если воин дал себе установку «косить» под дурака. И всё же, лучшей профилактики, чем метода убеждения пока нет. Хотя, как показывает практика, чем ниже у солдата интеллект, тем сложнее его в чём-то переубедить. И, наоборот, военнослужащего с большим уровнем IQ легче заставить задуматься о последствиях его увольнения по статье — негоден к службе по причине психического заболевания.

Неприятные последствия или не надо бояться трудностей

Каковы же её последствия? Эта статья машинально поставит его на учёт в психдиспансер, что лишит права на получение водительского удостоверения, лицензии на оружие, перекроет дорогу при поступлении на службу в органах МВД, МЧС, другие силовые структуры, ЧОПы, работу во многих престижных организациях. Увы, прозрение приходит слишком поздно! Мне приходилось получать письма от солдат, которые благодарили за то, что их вернули в строй дослуживать, и они благополучно уволились, создали семьи, живут полноценной жизнью. А были и другие письма – от тех, кто не прислушался к нашим советам и уговорам и был уволен, что называется, «по дурке». В этих письмах – позднее раскаяние и просьбы снять злосчастный диагноз, что сделать, увы, практически невозможно! Поезд, как говорится, ушёл.

Есть и ещё один неприятный для уклонистов момент. Когда солдат после общения с опытным и принципиальным психиатром, вынесшим ему вердикт: «годен к службе», продолжает «косить», в отношении его наступает уже уголовная ответственность. На моей памяти был случай, когда солдата, признанного годным к службе, но не желавшего убывать в часть, пришлось с помощью вызванных патрульных, в наручниках препровождать на гауптвахту, а оттуда — в суд. Были и побеги прямо в больничной пижаме, через забор, когда «больной» узнавал, что за ним едут из части. Его всё равно поймали и с ещё большим позором препроводили на гауптвахту. Поэтому потенциальным уклонистам не стоит уповать на людей в белых халатах, как спасателей или добрых волшебников, исполняющих всех их мечты и желания.

Наверное, я не скажу ничего нового, но самый верный способ не иметь таких неприятностей на службе — это готовиться к ней заранее, укреплять себя всесторонне: физически и психологически. «Косят» в основном те, кто не готовы к службе, кто не знает, не только с какой стороны подойти к автомату, но даже, что такое распорядок дня, режим, приказ, ответственность за его неисполнение. И называется всё это допризывной подготовкой. И проблема эта не только военного ведомства, а, как когда-то, прежде, должна стать общегражданской, общегосударственной. Поэтому и решать её надлежит всем: семьям, школам, ДОСААФу, различным военно-патриотическим, молодёжным, спортивным, религиозным объединениям.

Не надо бояться трудностей. Они неизбежны в жизни любого общества, человека, независимо от его социального статуса и достатка. А армия даёт прекрасную возможность постичь науку их преодоления в рекордно короткое время (всего год). У меня нет сомнений, что добросовестная служба сыграет свою положительную роль в карьере молодого человека, какой бы она не была: от полицейского до банкира.

Как психиатр могу добавить, что стереотип поведения на неправильное решение проблем, путём избегания их, легко закрепляется в сознании, и в дальнейшем человек в других жизненно-важных ситуациях начинает уклоняться от принятия на себя ответственных решений. В итоге он может легко дезадаптироваться в обществе, нажив себе неприятности, связанные с психопотерями, т.е. как бы аккумулируя неудачи и не зная, как их пережить. В этом отношении армия со всеми её недостатками по-прежнему остаётся бесценной школой жизни, потому что учит адекватно переживать неудачи и трудности, закаляя характер, воспитывая волю. Не окончив эту школу, самостоятельно, сделать это будет гораздо труднее.

У затронутой нами проблемы «косарей» много граней. Бывает, например, что командир, считая подчинённого косарем, направляет его к психиатру, а тот выявляет у военнослужащего признаки такого заболевание, с которым ему противопоказана служба в мирное время, но зато именно в боевой обстановке, такой человек окажется, подчас, просто незаменим. Об этом загадочном заболевании, его причинах и последствиях, плюсах и минусах, мы поговорим в следующий раз.

Беседовал подполковник Роман ИЛЮЩЕНКО

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее