Впервые за много лет выпускником офицерских курсов армии США стал сикх

Впервые за четверть века офицерскую школу армии США окончил сикх, сообщает Lenta.ru со ссылкой на агентство Associated Press. Счастливым обладателем военного диплома стал 31-летний врач-стоматолог Тедждип Сингх Раттан (Tejdeep Singh Rattan). Так как по армейскому уставу США, ношение длинной бороды и тюрбана не допускается, доктору Раттану чтобы поступить на службу потребовалось специальное разрешение.

Исключение для сикхов существовало в армейских правилах США до 1984 года. Но потом было отменено. Командование могло принимать на службу адептов сикхизма только в частном порядке, но, как правило, этого избегали. Первым сикхом, получившим капитанские лычки, после долгого перерыва стал доктор Раттан. По его следам следующим летом боевую подготовку начнет коллега новоиспеченного офицера врач Камальджит Сингх Калси.

«Я очень польщен, — заявил Раттан после присвоения офицерского звания на базе «Форт Сэм Хьюстон» в Техасе. — Я стал солдатом, как и мечтал». По рассказу старшего сержанта Джефри Дегармо (Jeffrey DeGarmo), который занимался военной подготовкой Раттана, ему приходилось не раз разъяснять другим курсантам, что их будущий сослуживец — не иностранец, и носит бороду и тюрбан с особого разрешения начальства.

Сикхизм. Краткая справка

Сикхизм является одной из национальных религий Индии. Его название происходит от санскритского слова «сикх» — ученик.

Сикхизм сложился в конце XV — начале XVI века под влиянием проникшего в Индию ислама и первоначально представлял собой реформаторское течение в индуизме. Основателем сикхихма был гуру Нанак (1469-1539) В основе сикхизма лежит положение Нанака о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере.

На ранних этапах своего развития сикхизм был близок бхакти — другому реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности Богу и отрицании роли брахманов как посредников между Богом и людьми. Позднее на сикхизм оказал влияние мусульманский суфизм, которых, подобно бхакти, считал конечной целью человека внутреннее мистическое общение с Богом и экстатическое слияние с ним.

Сикхизм монотеистичен (в противовес политеизму индуизма), он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю атрибутику и кастовые различия. Изначально сикхизм утверждал принципы индо-мусульманского единства и общность судеб индусов и мусульман.

По воззрениям сикхов, единый бог существует в виде вечной, незримой сущности, пронизывающей все в видимом мире. Он не имеет зримых воплощений, имен и черт, поэтому для обращения к богу возможны любые имена. Бог непостижим, непознаваем и необъясним. Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, такое общение не требует каких-то особых посредников.

В сикхизме разработан путь духовного усовершенствования — нам-марг, или сахадж-йога. Наставлять сикха на истинный путь может только наставник-гуру, которому ученик должен беспрекословно подчиняться.
В основе сикхского культа лежат различные ритуалы, важнейший из которых — гуру-ди-лангар (стол гуру) — общая трапеза, за которой собираются все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религии. Важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени, посвящение в общину, бракосочетание, похороны.

За основателем сикхизма гуру Нанаком следуют девять гуру: Ангад (1528-1552), Амар дас (1532-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджнун (1581-1606), Хар Говинд (1606-1604), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришнан (1661-1664), Тегх Бахадур (1664-1675), Говинд Сингх (1675-1708). Начиная со второго гуру это звание становится наследственным.

Десятый сикхский гуру — Говинд Сингх произвел кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Презрение к смерти и готовность к самопожерствованию ради веры сделали сикхов идеальными солдатами. При Сингхе были введены атрибуты сикхизма, называемые «пять ка»: длинные нестриженные волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особое нижнее белье.

Одним из радикальных нововведений Сингха было провозглашение вечным гуру священной книги и основной святыни сикхов Ади Грантх. Собрание сикхов в присутствии этого канона приобретало авторитет гуру. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником. Это новшество стало основной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).

В середине-конце XIX века проникновение в Индию европейских идей вызвало новые реформаторские процессы в сикхизме, направленные на возрождение традиционного сикхизма. В 1902 году реформаторские секты объединились в организацию «Главный диван хальсы». Реформаторское переосмысление сикхизма привело в росту самосознания сикхов, что привело к обособлению от других культур. Это особенно ярко выразилось в развитии и распространении языка пенджаби на алфавите гурмукхи.

Незадолго до получения независимости Индией сикхи выступили с требованием отделения в собственное государство Халистан. После раздела Британской Индии в 1947 г. сикхская община предпочла войти в состав Индии. В 1965 г. Пенджаб был разделен на штат Пенджаб и штат Харьяна.

В настоящее время численность сикхов, большинство из которых проживают на территории Индии, превышает 20 миллионов человек. Сам Тедждип Сингх Раттан в подростковом возрасте иммигрировал из Индии в Нью-Йорк.

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее