Воюющие войска пребывают под Божьим покровом

Внутренние войска вот уже 200 лет стоят на страже «тишины, спокойствия и благочиния» в России. А самой России – больше тысячи ста лет! Неужели до создателя войск императора Александра Благословенного никто из правителей такой огромной державы не обращался к вопросам поддержания внутреннего порядка в государстве? Если внимательнее всмотреться в глубь веков, мы увидим, что функции нынешних внутренних войск ещё в Древней Руси успешно выполнялись княжескими дружинниками. Из жития святого князя Владимира, который не случайно является покровителем войск правопорядка, известно, что он по просьбе священнослужителей и народа повелел создавать специальные отряды для поимки разбойников, которые, пользуясь добротой князя-христианина, наводнили окрестные леса, мешая торговле и простым людям.

Почитайте русские былины. Там рассказывается о подвигах богатыря и святого человека Ильи Муромца и его товарищей. Что они делают? По сути, решают те же задачи – борются с преступностью и бандитизмом. Ведь кто такие Соловей Разбойник, Тугарин Змеёвич и прочая поганая нечисть? Говоря современным языком – бандиты, террористы, мешающие спокойно жить добрым людям. Так что, на мой взгляд, история внутренних войск уходит корнями в далёкое прошлое, и это только повышает их статус и значимость, даёт лишний повод воинам гордиться своей службой.

Ведь что может быть благороднее дела защиты беззащитных и поддержания мира, порядка, спокойствия в родном доме, которым была и остаётся для всех нас Россия?! Ей не раз угрожали враги внутренние и внешние. Следствие этого – войны, бунты, смута, мятежи, революции, сотрясающие родное Отечество. Порой казалось, что наша страна развалилась, погибла, захлебнулась в крови, исчезла с карты мира. Однако Бог судил иначе, и по прошествии некоторого времени Россия возрождалась из пепла, поднималась с колен, крепла и становилась ещё сильнее и краше.

Это, по милости Божьей, происходило потому, что среди сынов Отечества, и особенно русского народа, всегда находились люди, готовые жертвовать собой. Немало их было в числе стражников и военнослужащих войск правопорядка.

Вспомним, становление войск совпало с наполеоновской агрессией. Тогда, в первые дни войны, слабовооружённые и малочисленные подразделения внутренней стражи вступили в бой с сильным противником, уверенным в своём полном превосходстве. И сражались они с ним достойно! Этого от стражников требовали воинский долг и присяга, которая начиналась и завершалась поминовением имени Божия: «Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием… во всём так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий». Именно с именем Бога на устах и с готовностью на самопожертвование русские воины били врага.

Та же история повторилась спустя сто лет и в Первую мировую, а затем в советско-финскую и в Великую Отечественную войны. Тогда солдаты внутренних войск встретили врага на границе, в Брестской крепости, сражались под Москвой, обороняли Сталинград, удерживали Северный Кавказ. И везде стояли насмерть. Можно смело сказать, что все они были верующими, хотя давали другую присягу, где не было ни слова «про Бога». Но любой защитник Отечества, добровольно отдающий за него жизнь, уже совершает акт веры. А кто может поручиться, что, умирая за Советскую Родину, они не обращались с молитвой к Богу, ведь подавляющее большинство из них были крещёными, верующими людьми – об этом говорят недавно рассекреченные предвоенные данные переписи населения.

Сегодня верить в Бога можно открыто. И это даёт шанс восстановить прерванные некогда традиции. Хотя в дореволюционные времена в подразделениях внутренней и конвойной стражи своих священников не было, военнослужащие были прикреплены к местным храмам и приходам, находящимся вблизи пунктов дислокации частей и команд. В церковные и престольные праздники нижних чинов водили в них для участия в богослужениях. В архивах имеются документальные свидетельства того, что по корпусу внутренней стражи накануне Великого и других постов издавались соответствующие приказы, в которых всем военнослужащим православного вероисповедания было приказано говеть (т.е. поститься). Не были забыты и солдаты, представляющие другие религиозные конфессии, хотя таковых было мало. В дни их религиозных праздников этих солдат освобождали от служебных обязанностей, а при случае предоставляли возможность свободно отправлять свой религиозный культ.

В наше время слепое копирование той системы, конечно, невозможно. Всё надо делать с умом, с учётом особенностей нынешнего времени. В связи с возрождением в армии института военного священства планируется введение в штаты учебных заведений и воинских частей от бригады и выше гражданской должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими – священнослужителя. А там, где более 10 процентов военнослужащих исповедуют иную религию, параллельно вводится должность для духовенства другого религиозного направления. Очевидно, что подобный порядок будет со временем и во внутренних войсках. Тогда, наверное, в полной мере станет возможным говорить о благочинии, которое предписывалось хранить внутренним войскам самим государём.

Но и сегодня между внутренними войсками и Русской православной церковью существуют прочные, доверительные отношения, которые крепнут с каждым днём. У войск есть свой Небесный покровитель – святой равноапостольный князь Владимир, икона которого ежегодно присутствует на богослужении в день его памяти в храме Христа Спасителя. В воинских частях строятся храмы и часовни. Только за последние пять лет сооружено 6 храмов, 32 часовни и 67 домовых церквей. Священники всё чаще не только приглашаются командованием на официальные мероприятия, но и активно участвуют в жизни войск: помогают в воспитательном процессе, духовном просвещении и пастырском окормлении солдат и офицеров, выезжают вместе с ними в командировки на Северный Кавказ. 150 священнослужителей Русской православной церкви награждены нагрудными знаками внутренних войск МВД России «За отличие в службе» I и II степени. В свою очередь, 45 генералов и офицеров войск получили награды РПЦ. Я думаю, можно сказать, что воюющие войска пребывают под Божьим покровом.

Утверждать так мне позволяет один интересный и мало кому известный факт. Дело в том, что 27 марта Русская православная церковь чтит чудотворную Фёдоровскую икону Божьей Матери, известную на Руси ещё с XIII века. А событие, с которым связано это почитание, произошло почти за 200 лет до образования войск. В этот день в 1613 году, в Ипатьевском Костромском монастыре принял предложение на царство Михаил Фёдорович Романов – основатель новой династии. Предложение было сделано ему от имени всего русского народа в лице Земского собора – единственного в то время легитимного органа власти на растерзанной смутой и интервенцией русской земле. 16-летний Михаил и его мать инокиня Марфа несколько часов отказывались от такого лестного, как нам кажется, предложения. И только когда делегаты собора, став на колени и подняв перед собой икону Божьей Матери, именуемую Фёдоровской, которая хранилась в монастыре, стали обращаться к Божьей Матери за помощью, увещевание достигло цели, и согласие на царство наконец-то было получено.

В Российской империи 27 марта вплоть до 1917 года отмечалось ещё и как национальный праздник – восстановление государственности. Таким образом, через эту дату прослеживается прямая связь войск с государственностью России, на охране «тишины, спокойствия и благочиния» которой они стоят со времён Александра Первого. Кроме того, нарукавный знак генералов и офицеров Главного командования внутренних войск – бегущий грифон с мечом и щитом – удивительно напоминает герб династии Романовых. И введён он, по моим данным, именно в период командования войсками генералом Анатолием Романовым. Мистика? Согласен. Случайность? Нет! Как говорили наши мудрые предки, кто верит в случайности, тот не верит в Бога. А мы – русские люди – верим в Бога, в его особый промысел о России и её хранителях – внутренних войсках, которым ещё предстоит сыграть славную роль в деле спасения Отечества.

Протоирей Дмитрий СМИРНОВ,
председатель Синодального отдела Русской православной церкви Московского Патриархата по взаимодействию
с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее