Воспитание патриотизма

Военнослужащий обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину. Ведь если воин не патриот своего Отечества, если он не готов отдать свою жизнь за родину, то существование армии просто теряет смысл. Однако, на пути разрешения этой аксиомы, возникает ряд вопросов.

Патриотизм, как и любое иное качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. В армии это обязанность возложена на воспитательные структуры. В Уставе внутренней службы ВС РФ сказано, что именно офицеры воспитатели обязаны «формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому догу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества». Тут и возникает первый вопрос: в связи с массовым сокращением в армии института офицеров-воспитателей, кому они передадут свои функции?

Даже если воспитателей оставят в строю или их обязанности возложат, например, на офицеров штаба, ожидать всплеска патриотизма, полагаясь лишь на кадровое решение проблемы, не стоит. Моральный уровень нынешнего офицерства, к великому сожалению, оставляет желать лучшего. В подтверждении своих слов приведу даже не статистку офицерской преступности, а данные, проведенного в 2009 году социологического исследования среди частей, дислоцированных (не в Москве!) в Сибири. Итак, ничего не привлекает в службе почти 40% офицеров, проходящих службу в частях, 48,5% офицеров, проходящих службу в военных вузах и более 35% офицеров управленческого звена. Все категории офицеров довольно низко оценивают свои патриотические чувства: офицеры воинских частей – 21,7%, офицеры военного института – 25,4%, офицеры управленческих структур – 29,5%. Почти 75% опрошенных, сожалеют о выбранной профессии. Наконец, ни один из них не назвал среди причин, по которым он проходит службу: чувство долга, патриотизм и т.п. Чаще всего, на службе их удерживает, увы, ожидание, пенсий, квартир, сертификатов, оргштатных мероприятий.

Авторы исследований, военные ученые, убеленные сединами полковники вопрошают: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, и из каких компонентов он состоит?» Приехали… Как учили меня в войсках хорошие патриоты, офицеры-воспитатели: «Взял слово — подари мысль», поэтому, взявшись за эту важную тему, попытаюсь сам коротко ответить на поставленные вопросы.

Думаю, неважно, кто в действительности будет отвечать в армии за воспитание патриотизма в армии: воспитатели, командиры или вводимые полковые священники — помощники командира по работе с верующими военнослужащими, важнее, как это делать? С другой стороны, подходя к проблеме научно, патриотизму можно дать самое правильное толкование и обоснование, но смысл слова итак понятен каждому: патриот – это тот, то любит свою Родину. Именно любит. Но о любви к Родине (земле, на которой родился), к Отечеству (стране отцов) не написано ни в уставе, ни в других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих в армии жизнь и учебный процесс. Интересно почему? Наверное, потому, что писали их люди, считающие, что любви в армии не место. Так ли это?

Обратимся к нашей военной истории. Возьмем лучшие ее страницы — времена Суворова. Были ли безграмотные солдаты его армии патриотами? Кто бы сомневался! Причем без всяких с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их воспитала сама благодатная для этого среда России-матушки – многодетные, патриархального уклада семьи, сельская община, приходской священник. Да и с командирами им повезло. Кто еще лучше Суворова коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т.е. службой, всей своей жизнью. Вспомните момент, когда во время сурового италийского похода перед штурмом Сен-Готардского перевала его чудо-богатыри дрогнули и возроптали: «Не пойдем! Это верная гибель!». Выслушав их, великий полководец приказал выкопать яму, лег в нее и заявил: «Закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом обратно, в Россию! Мне назад дороги нет!» Оцепенев, солдаты уже чрез минуту ринулись в бой и взяли непреступный перевал. А когда те же солдаты, не получая несколько дней горячего питания, ввиду полководца уселись возле реки и стали черпать из нее воду ложками, называя это италийским супом. Суворов, моментально поняв, в чем дело, уселся рядом с ними, потребовал ложку и стал хлебать «суп», нахваливая его, а затем обратился к солдатам с призывом: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено, да наварено, все наше будет!». Солдаты рассмеялись и готовы были голодные идти вперед. Ради любимого командира.

А что ныне? Сравнения, конечно, не в нашу пользу. Не хватает той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат. Итак, дело в офицере, в том, насколько верно он ответит на поставленный выше вопрос: «Во имя чего он должен служить Отечеству?»

Хочу процитировать, приводившийся выше фрагмент документа социологического исследования, одновременно продолжая отвечать на два первых поставленных вопроса: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Ясно, что подобные офицеры, на какие должности их не назначай, не смогут воспитать патриотов, потому что не являются ими сами. И поэтому их отговорки, что солдаты пошли, мол, не те, не так де воспитаны, можно принимать лишь условно. В годы Великой Отечественной войны на фронт направлялись не только добровольцы комсомольцы, но и уголовники-рецидивисты и члены репрессированных Сталиным семей. Неужели они больше любили советскую власть, чем нынешнее поколение молодежи нашу Россию?

Что же делать? Очевидно, параллельно прививая молодежи любовь к Родине в семье и школе (а это отдельная больная тема), надо научить по-настоящему любить Родину и офицеров. Инструменты и воспитательная база для этого есть. Было бы на это желание тех, кто вовлечен в этот процесс. Однако, насильно мил не будешь. Любовь к Родине, стремление познать ее должно быть продиктовано собственным сердцем – органом любви. Поделюсь собственным опытом.

Я, например, в этом году самостоятельно совершил поездку на поезде по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Впечатлений – масса, главное из них – какая она огромная, красивая и могучая – наша Россия. Несмотря на все беды и напасти, которые регулярно обрушиваются на нее, она остается по-настоящему прекрасной и великой. Чтобы понять это, достаточно по ней проехать. Уверен, имей такую возможность в свое время Гитлер, кайзер Вильгельм или Наполеон, мы избежали б многих войн.

Проехав 9 с лишним тысяч километров, я опять оказался… в России, на своей Родине, где можно свободно без переводчика общаться со своими согражданами, единоверцами, и чувствовать себя как дома. Не передать то чувство, с которым я выходил ранним утром на перрон Владивостокского вокзала, который соседствовал с морским портом и базой кораблей ТОФа. Как тут не вспомнишь слова Императора Александра Третьего, при котором закладывалась транссибирская магистраль, построенная русскими людьми всего за каких-то восемь лет: «У России всего два союзника – Армия и Военно-Морской Флот».

Могу привести и второй пример активного воспитания патриотизма – мое участие летом прошлого года в Великорецком крестном ходе, организованном военным отделом Вятской епархии РПЦ, в котором приняло участие несколько солдат, прапорщиков и офицеров кировского гарнизона. В течение пяти дней мы вместе с другими паломниками, число которых доходило до 15 тысяч, шли по бездорожью и проселкам по древней русской земле, мимо вымирающих деревень и возрождающихся храмов, окунаясь на привалах в святые источники и совершая в пути молитву о России. Общаясь в ходе всего пути с военнослужащими, убедился, что даже скептики возвращаются из такого необычного путешествия другими: задумчивыми, узнавшими лучше свою Родину.

К великому сожалению, в наше время, почему то все больше попадается командиров, которые не заботятся о патриотическом воспитании подчиненных. Ведь не за это с них их будут спрашивать, в самом деле, старшие начальники и проверяющее. А война? Она, во-первых, как у нас водится, все спишет, а во-вторых, она, по мнению таких полководцев, наступит когда-нибудь потом.

Без любви, к Родине, к людям (подчиненным) трудно поднять дух, навести порядок в армии.

Подполковник Роман ИЛЮЩЕНКО
Фото автора

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее