Военно-медицинский передел

Москва и Вашингтон по-разному экономят на здоровье бойцов

В последнее время государство проявляет большую заботу о социальной защите действующих и уволенных в запас и отставку военнослужащих и членов их семей. В частности, много делается для совершенствования и качественного улучшения их медицинского обеспечения. О том, как Минобороны заботится о здоровье своих подопечных, отчитался временно исполняющий должность начальника главного военно-медицинского управления полковник медицинской службы Александр Власов на заседании думского комитета по обороне.

Открывая заседание, глава комитета экс-командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов напомнил, что у военнослужащих есть конституционное право на бесплатную медицинскую помощь. Но, как стало ясно далее из доклада полковника Власова, этим правом могут воспользоваться не все.

Нездоровые проблемы минобороны

Право на бесплатное медицинское обслуживание в медучреждениях Минобороны РФ имеют около 7 млн. человек, из них лишь 4 млн. могут реализовать это право в полной мере. Военные из отдаленных маленьких гарнизонов, где нет военно-медицинских учреждений (например, на космодроме «Восточный»), а также почти половина военных пенсионеров и членов семей за медпомощью обращаются в организации государственной и муниципальной систем здравоохранения. Из-за отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений более 400 тыс. военнослужащих запаса не могут реализовать свое право на бесплатное обеспечение лекарствами и зубопротезирование.

Полковник Власов отдельно остановился и на вопросе улучшения медицинской помощи в войсках. Он привел статистику: в Афганистане около 30% раненых погибали от кровопотери и шока из-за некачественного наложения санитарами кровоостанавливающих жгутов и иммобилизационных шин, неспособности санинструкторов делать внутривенные уколы.

Как отметил Александр Власов, с переходом на годичный срок службы период подготовки санинструкторов сократился с шести до одного месяца. Возможно, младшие медицинские специалисты в ускоренном темпе сумеют обучиться всем премудростям первой медицинской помощи. Ну, а если не сумеют, то в ротном звене вместо санинструкторов-срочников планируется содержать имеющих профессиональное образование фельдшеров. А в батальоне должность фельдшера уже заменена на врача-офицера. В штатах медицинской роты общевойсковой бригады предусматривается увеличение численности врачебного и сестринского состава. Кроме того, по информации полковника Власова, в каждом военном округе на основе медицинских отрядов специального назначения будут созданы мобильные полевые госпитали – по аналогии со странами НАТО. «С 2012 по 2015 год ежегодно будет закуплено по одному такому госпиталю», – сообщил врид начальника ГВМУ.

По второму вопросу повестки дня перед депутатами выступила директор департамента санаторно-курортного обеспечения Минобороны Елена Чуфырева. Она заверила депутатов, что санаторно-курортное обеспечение теперь несомненно улучшится благодаря, в частности, приказу министра обороны от 15 марта 2012 года № 333, которым утвержден новый Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах РФ.

Редакция располагает этим приказом. В нем, в частности, указано, что преимущественное право на получение путевок в санаторно-курортные учреждения Минобороны получили-таки долгожители-участники гражданской войны и советско-польской войны, которым сейчас уже по 107 и более лет (если они ушли на войну пятнадцатилетними пацанами). Как говорится, дожили, дождались!

Госпожа Чуфырева рассказала, что военное ведомство сейчас располагает 45 здравницами, в которых ежегодно отдыхают до 300 тыс. человек. В ряде санаториев Сочи и Анапы ведется обустройство пляжей и других объектов инфраструктуры.

О проблемах говорил и начальник 2-го управления надзора Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин. Он отметил, что в регионах, где были ликвидированы поликлиники и госпитали, военные пенсионеры практически оказались брошенными. В Удмуртской, Чувашской Республиках, Башкортостане, Кировской области ветераны лишены возможности получать бесплатную медицинскую помощь.

В заключительном слове глава Комитета по обороне Госдумы Владимир Комоедов признал, что в военном ведомстве немало проблем, которые требуют оперативного решения.
Но в главном военно-медицинском управлении об этом хорошо знают и без подсказки с Охотного Ряда. Когда не хватает финансовых средств, медицинских учреждений и военных медиков, в департаменте оперативно составляют проекты. Например, проект постановления, в котором четко определен порядок бесплатного зубопротезирования и обеспечения лекарствами ветеранов в гражданских клиниках и о котором рассказал депутатам врид руководителя ГВМУ. С прошлого года, по словам Александра Власова, документ находится под сукном у чиновников Минфина и Минздрава. С сентября прошлого года на согласовании с Минздравом находится и проект постановления об условиях, порядке и размере оплаты расходов, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам России из числа лиц гражданского персонала воинских формирований, дислоцированных на территориях иностранных государств, а также членов их семей и семей военнослужащих этих воинских формирований. Например, в Абхазии и Южной Осетии таких 40 тыс. человек. «Возможности медицинских подразделений не позволяют нашим соотечественникам в полной мере реализовать льготу на медобслуживание», – пояснил Александр Власов.

Возможно, что когда наши офицеры, несущие сейчас службу в Абхазии и Южной Осетии, достигнут возраста участников гражданской и советско-польской войн, их проблемы с медицинским обеспечением решатся сами собой.

Всего же около 3 млн. человек имеют право, но не имеют возможности на бесплатное медицинское обслуживание в медучреждениях Минобороны РФ. А как в конце прошлого месяца сообщило информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник, в 2012 году военно-медицинские учреждения ВС РФ обеспечены средствами на закупку лекарств и расходных материалов только на 53%. По словам источника агентства, недостающие денежные средства должны были поступить за счет денег, заработанных военно-медицинскими учреждениями на коммерческой основе. Но такая деятельность в МО в связи с многочисленными злоупотреблениями и коррупцией временно запрещена. Так что теперь, как, впрочем, и прежде не очень богатым военным пенсионерам придется скорее всего опираться только на собственные силы и кошельки.

Статистика суха, но без нее, видимо, не обойтись. По статистике получается, что ежедневно в России более чем 8 тыс. человек, в основном – ветеранам, отказывают в медицинской помощи в военных медицинских учреждениях. Для сравнения специалисты Системы военного здравоохранения Пентагона ежедневно обслуживают более 200 тыс. пациентов и дают им более 300 тыс. рекомендаций. Но Россия – не Америка, хотя и там у военных полно проблем с медицинским обеспечением.

Предложения главного контрольного управления

Недавно Главное контрольное управление (ГКУ) Конгресса США опубликовало доклад, в котором его специалисты призвали руководство Пентагона провести комплекс мероприятий по централизации административного управления Системой военного здравоохранения (СВЗ). Эти шаги лидеры МО должны предпринять, чтобы повысить эффективность охраны здоровья действующих и бывших военнослужащих и членов их семей.

Аналитики ГКУ (General Accounting Office – GAO) уже в течение нескольких лет выступают с заявлениями о том, что административные полномочия по управлению СВЗ распределены между слишком большим количеством руководящих инстанций, что не позволяет установить необходимые дисциплинарные нормы для обеспечения ее качественного функционирования.

Сегодня СВЗ обеспечивает охрану здоровья более 9,5 млн. военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, включая личный состав резервных компонентов ВС США и пенсионеров этой категории – американских граждан. В подразделениях этой системы заняты более 135 тыс. военных и гражданских медиков. Они обеспечивают функционирование 59 военных госпиталей и нескольких сотен клиник, расположенных на континенте и за пределами Америки.

В рамках структуры военного здравоохранения ответственность за бесплатное медицинское обеспечение и административные полномочия по управлению ее функционированием распределена между аппаратами помощника министра обороны по медицине и соответствующими структурами видов ВС. В каждом виде ВС введена должность главного военного хирурга. Он отвечает за общее руководство полевыми медицинскими службами. Помощник военного министра не занимается непосредственным руководством медицинскими структурами видов ВС. Однако в его обязанности входит контроль распределения и расходов ассигнований, выделяемых на медицинское обеспечение.

Часть функций по охране здоровья бывших военнослужащих возложена на Министерство по делам ветеранов, в составе которого действует более 1400 госпиталей и клиник.

В 2006 году внутренняя рабочая группа МО провела оценку эффективности СВЗ и рекомендовала руководству Пентагона создать объединенное медицинское командование и два вспомогательных командования, одно из которых отвечало бы за полевую медицину, а второе – за обеспечение льгот по здравоохранению. Предлагалось учредить единую службу МО по предоставлению всех видов медицинских услуг личному составу и военным пенсионерам. Однако эти рекомендации остались нереализованными, поскольку руководству видов ВС не удалось договориться между собой о выборе конкретного направления модернизации структуры СВЗ. После этого заместитель министра обороны по личному составу и готовности (Under Secretary of Defense for Personnel and Readiness) и помощник министра по медицине (Assistant Secretary of Defense for Health Affairs) разработали новую концепцию организации медицинских служб МО, которая в конце 2006 года была утверждена главой Пентагона. Концепцией предусматривалась только некоторая минимизация расходов на здравоохранение. МО и министерствам видов ВС удалось внедрить концепцию только частично. Но введение даже некоторых из запланированных новшеств позволило Пентагону с 2007 года ежегодно экономить от 201 до 460 млн. долл.

Тенденция быстрого роста стоимости медицинского обеспечения военнослужащих вносит существенный дисбаланс в объемы ассигнований. Для выполнения своих обязательств финансовые органы вынуждены перераспределять расходы и извлекать средства, выделенные на разработку и закупку вооружений и военной техники (ВВТ). С 2001 года МО израсходовало на охрану здоровья своих подчиненных 19 млрд. долл. В 2013 году на эти цели планируется истратить 48,7 млрд. В 2016 году эта сумма может возрасти до 59 млрд., а через 14 лет расходы должны составить уже 92 млрд. долл. В условиях сокращения в ближайшие 10 лет бюджета МО на 500 млрд. долл. проблема экономии финансовых средств обрела актуальный характер. По этой причине GAO в очередной раз и предложило в максимальной мере реформировать структуру и организацию управления СВЗ.

Фонд «Наследие»: надо менять подходы

Специалисты фонда «Наследие» (Heritage Foundation – HF), являющегося одним из мозговых трестов МО и изучающим широкий спектр проблем строительства ВС США, провели свои оценки необходимости централизации управления СВЗ и выразили полное согласие с целесообразностью проведения подобных преобразований. Правда, в соответствии с предложениями GAO централизация управления СВЗ должна обеспечиваться только в рамках МО, то есть иметь чисто военную структуру. Аналитики HF считают, что подобные изменения должны быть проведены в соответствии с действующим в США Федеральным планом предоставления медицинских льгот наемным работникам (Federal Employees Health Benefits Plan), в сферу действия которого необходимо включить военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Однако аналитики фонда категорически возразили против сохранения системы предоставления льгот в медицинской сфере, определяемых выслугой лет (defined-benefit structure), в соответствии с которой как больные, так и здоровые военнослужащие, пенсионеры и члены их семей независимо от уровня доходов получают одинаковые финансовые преференции.

Эксперты HF полагают, что для оптимизации СВЗ и сокращения медицинских расходов необходимо последовательно внедрить систему распределения медицинских льгот в зависимости от истинных потребностей действующих и бывших военнослужащих (defined-contribution structure). Такой подход, по мнению ученых, позволяет исключить выплаты медицинских страховок не нуждающимся или отказавшимся от них американским гражданам и даст возможность в ближайшие пять лет сократить расходы на СВЗ на 22 млрд. долл. Централизация системы управления военным здравоохранением, по их оценкам, позволит сэкономить за тот же период только 2,3 млрд. долл.

Пентагон уже много лет пытается привести в порядок СВЗ. В медицинском арсенале МО накопился большой пакет планов по ее реконструкции и предложений специалистов. Однако руководители военного ведомств Америки, как отмечают эксперты ГКУ и HF, до сих пор не провели системного анализа предлагаемых им нововведений и реализовали только некоторые из своих и сторонних инициатив по развитию СВЗ. Сейчас, по мнению американских экспертов, как раз наступило время, когда МО еще раз необходимо тщательно оценить все ранее предлагавшиеся планы и привести в действие все механизмы их исполнения.

Владимир ИВАНОВ,
Независимое военное обозрение, 17.08.12

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее