В поисках утешения

Защиту и утешение верующие, прежде всего искали в храмах у чтимых святых образов. В Князь-Владимирском соборе, где с 1940-го года хранилась главная святыня города – Казанская икона Божией Матери. Она была заступницей Петербурга с начала XVIII века, и теперь, верующие, как когда-то в Отечественную войну 1812 года, шли к ней.

Был в храме и другой чтимый образ Владычицы – икона Божией Матери «Скоропослушница».

В Николо-Богоявленском соборе особым почитанием пользовались иконы Святителя Николая (считалось, что Угодник Божий отводит полет смертельных снарядов от собора) и Божией Матери «Неопалимая Купина», с которыми митрополит Алексий (Симанский – прим. ред.) совершал крестные ходы вокруг храма.

Впрочем, владыка проводил их и с другими иконами.

М.В. Долгинская, служившая с весны 1942-го в войсках ПВО, вспоминала, как однажды во время ее возвращения в казарму на Фонтанке внезапно начался налет германской авиации. Она побежала к Никольскому собору, чтобы укрыться. «И вдруг из ворот вышли люди. Они двинулись вокруг храма гуськом, держась в темноте друг за друга. Впереди всех шел митрополит Алексий, подняв к небу икону «Знамение». Каждый вечер после литургии он обходил с нею собор. Даже налеты врага не останавливали его».

В Спасо-Преображенском соборе (на фото) в период блокады находились три чудотворных образа – Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками».

Наиболее чтимые иконы Никольской Большеохтинской церкви – Божией Матери «Скоропослушница» и Смоленской Божией Матери были переданы в нее до войны из близлежащих закрытых храмов.

В церкви святого Иова всю блокаду находились иконы, принесенные из других закрытых и разрушенных храмов Волкова кладбища: Спаса Нерукотворного образа, Казанской и Тихвинской Божией Матери, «Не рыдай Мене, Мати» и Божией Матери «Скоропослушница».

У этих святых образов прихожане просили о помощи и искали заступничества, находили укрепление в вере.

На Серафимовском кладбище во время блокады (в основном в братских могилах) было погребено более 100 тыс. Прихожан, умерших, в основном от голода. Кладбищенская церковь не пустовала никогда.

Ее главной святыней был образ святого Серафима с частицами его мощей, а также мантии, гроба и камня, на котором преподобным молился тысячу дней и ночей. Но, особо верующими почитались икона Божией Матери «Умиление» — список с келейного образа преподобного Серафима – и портрет старца, написанный при его жизни бывшим насельником Саровской обители иеромонахом Иоасафом.

Кроме собственных икон в церкви находились чтимые образы из расположенного неподалеку закрытого Благовещенского храма: древняя Смоленская икона Божией Матери, привезенная в Петербург при Императоре Петре I выходцами из Смоленской губернии, Тихвинская икона Божией Матери, образы Николая Чудотворца и Знамения Божия.

Голодные, ослабевшие люди приходили к ним и со слезами и великой верой припадали к чудотворным иконам, молясь о воевавших на фронте близких и о тех, кто ушел в жизнь вечную.

Подготовлено на основе публикации М. Шкаровский «Церковная жизнь блокадного Ленинграда», «Вестник военного и морского духовенства», спецвыпуск, 2005 г.

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее