Традиция и вера

О духовных основах российской воинской культуры

Русская воинская традиция и ее боевые системы глубоко культурны. Они вырастают из земли, обычаев, вероисповедания народа. Вера является стержнем, мировоззренческой составляющей, пронизывающей любую систему. Без нее система не одухотворяется, не является действенной, потому что только вера разрешает основное противостояние: жизнь или смерть. Традиция – это древо жизни. Оно растет, раскидывает свои ветви, приносит плоды на протяжении веков. Корни уходят в далекое прошлое, но продолжают питать своими соками все сущее. «Корни есть у меня, слава Богу, жив я!» — гласит народная мудрость. Подруби корни, засохнет древо, и даже если оно некоторое время еще будет зеленеть, – оно уже мертво. Так и люди, суетящиеся и толкущиеся, как рой комаров, в этой мимолетной жизни, забывающие, кто они и откуда. Живы ли они? Корни дают внутренний стержень, основу, постоянство, привычку, порядок в душе и теле. Как растет дерево, так и развивается традиция. Оставаясь сама собой, она впитывает в себя все новое, перерабатывая и преображая его. Это жизнь, а жизнь никогда не останавливается, течет и изменяется. Но традиция замедляет время, пресекая суету, упорядочивая хаос, устанавливая свои ритмы жизни.

Русскому сердцу всегда был люб идеал святости и жертвенности, милосердия и непоколебимой стойкости, мужественности и терпения. Этот идеал явил в мир бессмертные подвиги святорусских богатырей и подвижников благочестия, образцы служения государевых людей, князей и царей, безудержную удаль казачества. Не было на Руси воинской традиции без Веры и без защиты Отечества.

Сегодня многие традиции неумолимо иссякают. Уже произошла подмена русского образа жизни. Под натиском чужих эрзац-культур кругом безудержно разливается чуждый дух. Русские традиционные стили рукопашного боя постепенно трансформируются в различные направления современного спорта. Из средства становятся самоцелью, искажают закономерности воинского пути. Ведь воин – это не тот, кто только занимается рукопашкой, но тот, кто служит. Служение – его призвание, занятия – его рядовая обязанность, как и многие другие. И эта простая истина зачастую не вмещается в сознание современного мужчины. Как правило, он не способен до конца понять, что приобщение к русской воинской традиции происходит в большей мере не на занятиях по ратоборству и не только в изучении воинского искусства, а в изменении образа жизни в целом. Чтобы сохранить воинский дух, надо создавать воинскую среду, а это невозможно без мужского коллектива, живущего общими традиционными ценностями.

Сегодня собрать мужчин в коллектив очень трудно, добиться коллективных действий по созиданию среды еще сложнее.

Созданию и удержанию среды мешают разъединенность и разобщенность людей, вызванная личным эгоизмом, индивидуализмом и чужими нравами, потребительский и торгашеский дух, бездуховность, забвение прошлого, потеря национального идеала

Но без среды не будет полноценного обучения, воспитания и воспроизводства. Среда – это почва, и она должна плодоносить. В воинской среде должны вырастать воины, и это естественно. Неестественно, что отцы перестают воспитывать своих сыновей, что матери начинают водить их на занятия по ратоборству, что мальчишки перестают хотеть играть в войнушку.

Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Любая традиционная система учитывает эту особенность и включает в себя духовную, психологическую и физическую подготовку. В современных спортивных и боевых системах этот подход нарушен. Религиозная (духовная) подготовка (практика, жизнь) отсутствует в принципе. Упор делается на физическую и психологическую с их составляющими крайностями: излишним атлетизмом и неразумной работой с измененными состояниями сознания. Где дух, пронизывающий, скрепляющий, руководящий и направляющий тело и рассудок?! Он подменяется установками сознания, идеологией, самостью. Но дух не есть идеология или набор личностных характеристик. Дух может быть только духом веры, где веры нет, там происходит истощение и замирание духа или его замещение. Воин должен быть «вдвойне» верующим человеком, потому что его жизнь все время находится на грани, на острие. Он всегда должен быть готов отдать свою жизнь за другого, положить свою голову на алтарь Отечества, принести себя в жертву, исполняя тем самым свой воинский долг. Без веры сознательно сделать это невозможно.

У одного летчика-фронтовика навсегда остался звенеть в ушах предсмертный крик его командира в эфире перед тем, как он направил свой самолет на таран: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Да, можно заморочить голову разной «идеологией», подвергнуть людей массовому психозу и фанатизму, увлечься порывом другого человека и невольно самому совершить героический поступок. Но только пламенный и ревностный дух истинной веры давал нашим воинам, казакам такую высочайшую воинскую добродетель – желание, жажду отдать свою жизнь за Веру и Отечество.

Вспоминается случай времен Великой Отечественной войны, рассказанный очевидцем. Он был свидетелем, как выступали в поход репрессированные ранее казаки из одной высланной станицы. Их наконец-то допустили до призыва, и они с песнями и громким гиканьем конным строем выдвигались за околицу. Всеобщий настрой был таким радостным, что очевидец удивленно спросил у провожающего деда: «Чему это они так радуются, все же не гулянье, а на войну идут, могут убить?» Старый казак в свою очередь с недоумением ответил: « Так ведь умирать же едут за Русь Святую, сынок!» О дальнейшей судьбе тех казаков рассказчик не знал, но эта картина осталась в его сердце на всю оставшуюся жизнь. Такое отношение к собственной смерти возможно лишь когда живешь и воюешь, питаясь духом веры. Сегодня вера ослабла – ослабло и воинство, и казаки перестают быть рыцарями веры.

Говоря о воинской традиции, мы убеждены, что религиозная подготовка должна быть основополагающей. Это стержень, на который нанизывается все остальное. Имей веру и живи по ней. Исполняй заповеди, соблюдай церковный устав, соответственно своему воинскому образу жизни, участвуй в таинствах, молись и уповай на Всевышнего. Только вдумайтесь в глубину пословицы: «Казачья доля – Божья воля!». Ну, нельзя веру заменить «психологией»! Как нельзя духовный внутренний настрой заменить установками сознания, а молитву – аутотренингом. Народная мудрость гласит: «Молись Богу – от Него победа!» А раз Он дает победу, значит, все к Нему, через Него и Им. Поэтому в боевой традиции духовная доминанта пронизывает всю систему сверху донизу, связывая все уровни подготовки в единое целое, но назначая каждой ступени свой чин, определяя ее меру.

Вера в Бога рождает доверие к людям, поэтому вера является также средством передачи опыта, проверенного, закрепленного в традиции. Вы перенимаете боевой опыт, полностью доверяя ему и тому, кто его вам передает. Чем крепче ваша вера, тем больше и надежнее вы усваиваете передаваемый вам опыт. А получив свой личный опыт на основании переданного, вы двигаетесь дальше самостоятельно. Другими словами, сама традиция основана на вере. На вере в опыт предков. Традиционный метод обучения прост: старший говорит, а младший все воспринимает на веру; старший делает, а младший повторяет. Здесь огромна роль личного примера.

В современную эпоху тотального рационализма и крайнего индивидуализма традиционный подход, основанный на вере, принято считать устаревшим. Веру заменило научное знание, а мгновенный доступ к информации обесценил труд познания. Все можно узнать и присвоить, а надо прожить и овладеть. Критический подход и его плоды – сомнение и индивидуализм, бесконечный анализ разрушают целостность, наносят невосполнимый урон обучению традиции.

Современный человек нетерпелив. Он требует объяснения и результата здесь и сейчас. У него нет уважения к авторитету вообще. Отсутствие ранга позволяет оставлять последнее слово за собой, он имеет свое собственное мнение во всем, даже в том, чего не знает и не пережил. Дух сегодняшнего времени, дух упрощения и примитивизма, уродливая однобокость развития накладывает отпечаток на всю личность человека и сказывается на его обучении.

Традиция выражается в определенном образе жизни, укладе, который постепенно «вываривается» из соответствующей среды обитания. Сегодня для нас традиция стала экзотикой по причине изменения образа жизни. Современный человек все воспринимает головой (рассудком), а не сердцем. Поэтому вербальный метод обучения остается очень важным, хотя в ратоборстве обучение происходит не только на словах и наглядном демонстрировании, но и через ощущения, чувства, установки сознания, образы, схожесть внутреннего опыта. Старший во внутреннем опыте ищет общее, и, если находит, то младший понимает, принимает и приобщается. Слова (объяснения) в таком случае могут иметь второстепенное значение, тем более, что сегодня идет повсеместное искажение корневого значения слов, и люди в буквальном смысле перестают понимать друг друга, вкладывая в одно и тоже слово разное содержание. Особенно это касается духовно-нравственных понятий и представлений.

Современный уровень обучаемости вообще очень низкий из-за отсутствия мотивации, познавательного интереса, глубины и постоянства. Трудности в обучении связаны с сегодняшней духовной неустроенностью и недостаточностью. Личность катастрофически перестает быть творческой. Творчество замирает в современном человеке, оно угнетено и завалено поведенческими и рассудочными стереотипами, навязанными модой, телевизором, средствами массовой информации, пропагандирующими потребительский образ жизни. Человек мыслит штампами, выдержками из роликов и рекламы. Творческий мыслительный процесс заменяется скачиванием информации и принятием подготовленных чужих решений.

Сегодня сохранить традицию может только вера. Мы, как люди православные, должны изучать воинскую православную традицию. Она заключается не только в изучении и овладении боевого опыта прошлого, но и в служении Богу и людям, а не самому себе. В воинской традиции надо тоже подвизаться, это такой же подвижнический труд. Но это начинают понимать лишь те, кто уже прошел определенный путь. Глубина понимания раскрывается в процессе, надо идти. Я ступил на путь воинского служения и обязан служить. Что же необычного в простом понятии воинского долга? Я обязан служить верой и правдой, по чести и совести.

Воин в первую очередь предназначен для того, чтобы сохранять закон и порядок, данные Богом. Порядок должен сказываться на внутреннем устроении воина, где все должно быть в гармонии и согласии. Если он приводит в порядок себя, то это изменение сказывается и на окружающем его мире. С приведением в порядок себя воин познает, каким должен быть порядок и вовне. И он должен стремиться к этому. Он не может быть равнодушным. В нем горит воинский дух – дух горения, дух порядка и желания послужить. Сегодня подобные рассуждения могут показаться недостижимо высоким идеалом, но это ничего не меняет, каждый мужчина должен к нему стремиться. И здесь без Веры не обойтись. Весь вопрос, какой Веры? Ведь, как говорится, и бесы веруют и трепещут.

Глядя на языческие, оккультные и современные школы боевых искусств, где основной акцент ставится на работу с сознанием, на развитие экстрасенсорных способностей, выявление скрытых возможностей человека, мы видим печальные плоды. Эти люди, не подготовленные духовно, самонадеянно «работают» со своим сознанием. Не зная себя, они взламывают психику другому, стараясь залезть в его душу. Это потенциальные сумасшедшие, духовно погибающие люди. Не сама рукопашка свела их с ума, а неправильная ориентация в выборе духовных начал. Все это можно отнести и к практикующим восточные культы. Люди идут не тем путем, но их можно вернуть, упредить, и вместо боевого восточного ритуала показать свое, здоровое, правильное и духовно полезное, испытанное и проверенное более чем двухтысячелетним опытом нашей православной церкви.

Говоря о воинской традиции, мы стараемся выделить в ней общие начала, то, что присуще всем русским традиционным системам рукопашного боя. Это в первую очередь мировоззренческие начала: защита Веры и Отечества, служение Богу и людям, воспитание мужчины-воина, защитника. Мы говорим о восстановлении традиции воинского духа, выраженном в служении, о традиции воспитания русского православного воинства. При этом подчеркивая, что эта традиция глубоко религиозна, и без понимания этой особенности все попытки ее восстановления тщетны. Военные есть и будут, но земное воинство, как тень воинства небесного исчезнет. Аналогия: Россия, хоть униженная и оскорбленная, существует, но Русь Святая умаляется. Российская армия, хотя урезанная и сокращенная, имеет место быть, но русское воинство истощается. Мы обращаем внимание на то, что русский воин обязан быть воцерковленным человеком. Это является необходимым условием для его боевой подготовки. Православие не есть просто культурологическая особенность русской цивилизации, а жизнь по вере. Христианство не просто изучается как культурная традиция, им надо жить. Именно оно придавало мужество и непоколебимую стойкость нашему народу в критические периоды его истории. Этого не надо забывать.

Игорь Константинович ЛИЗУНОВ
Советник председателя ветеранской общественной организации спецназа вооруженных сил «Роса», руководитель центра общинной педагогики «Спас».

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее