Священнослужители о пацифизме

В Шотландии один из ведущих представителей Пресвитерианской Церкви Ян Галлоуэй предлагает отменить военные награды.

В своем обращении к шотландскому парламенту он назвал «ужасной» практику награждения участвующих в боевых действиях солдат. «Я придерживаюсь мнения, что война — это трагедия, и смерть на войне — это трагедия: как гибель воинов, так и гибель бесчисленного числа мирных жителей любой национальности», — сказал Я.Галлоуэй.

Его выступление вызвало резкую критику со стороны ветеранских организаций.

Отметим, что радикальный пацифизм свойствен некоторым вероисповеданиям — в частности, нескольким направлениям протестантизма. Напротив, традиционные религии (особенно православие) часто упрекают в «предательстве Христова учения» за сотрудничество с Вооруженными силами, освящение оружия и боевой техники и т.п.

«Как вы относитесь к позиции представителя шотландской церкви? Что бы вы ему ответили?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, посоветовал пацифистам, называющим себя христианами, внимательнее читать Новый Завет.

«Сам Христос, взяв в руки кнут, изгнал из храма нечестивцев, т.е. применил по отношению к ним насилие. И святой апостол Петр напоминает начальствующим, что они носят меч отнюдь не в качестве украшения», — сказал он.

«Да, порой необходимо применить силу и оружие, чтобы, например, оградить святыню от посягательства, и меньшим злом победить зло большее. Увы, в мире греха мы часто вынуждены выбирать не между плохим и хорошим, а между плохим и очень плохим. Но, в любом случае, свое истинное положение в этом мире человек должен определять своим личным отношением к Христу и евангельской истине, а не отношением к той или иной идеологии, включая пацифизм», — отметил священник.

«Я считаю, что опыт Церкви, выраженный в том числе и в житиях святых, и в святоотеческом наследии, обладает гораздо большим значением и авторитетом, нежели мнение отдельных протестантов и пацифистов», — заключил он.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов) призвал пресвитерианского пастора проявить последовательность и отказаться от любых мер безопасности.
«Мне кажется, что рассуждения пресвитерианского пастора далеки не только от христианства, но и от обычных правил приличия и благочестия», — заметил он.

«На мой взгляд, человек, полагающий, что воины творят только зло и за подвиги, осуществленные в защиту ближних, они не достойны награды, должен проявить принципиальность до конца: отказаться от замка на двери своего дома и страхования своего автомобиля, рассекретить номера своих счетов. Вот тогда он сможет по праву рассуждать о том, как плохо быть подозрительным к своим ближним и стремиться защитить себя тем или иным способом от их незаконных посягательств», — подытожил отец Лука.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что пацифисты, призывая к миру, полностью игнорируют историческую действительность и реальные отношения между государствами.

«Их позиция таит некий обман и двусмысленность. Ведь очевидно, что если какое-то государство, вняв их призывам, разоружится, то оно сразу же станет легкой добычей агрессора. И народ, который не хочет кормить собственную армию, по словам Наполеона, будет кормить чужую», — сказал он.

«Церковь благословляет воинов на защиту Отечества и сограждан. Защитники веры и Отечества, — например, Александр Невский и Дмитрий Донской, — почитаются как святые. Уважение к ратному подвигу выражается в воинских наградах, отмену которых можно было бы расценить как акт презрения к собственному народу», — заключил отец Андрей.

Священник Владимир Тимофеев, клирик Спасо-Преображенского собора Белгорода, напомнил, что воин который идет защищать свою страну и своих близких, тем проявляет свою любовь к ним. Высшая мера любви – жертвенность. «Об этом говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15 : 13). Такие люди должны быть отмечены своим народом как герои, — да всегда так и было. Для этого и нужны воинские награды», — сказал он.

«Желать войны нельзя, потому что в любом случае война – это страдание и зло. Но если она уже пришла, то людям приходится защищаться. Любой человек несет в себе образ и подобие Божие и в том случае, когда можно, применив силу, спасти этот образ от поругания и бесчинства, приходится пресекать творящееся зло силой», — заявил отец Владимир.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, уверен, что для любого человека необходимо защищать свою Родину, свой дом, свою семью.

«Увы, мы живем в неидеальном мире. Если мы можем убедить наших соседей сохранять мир, то, конечно, ни за что не прибегнем к оружию, но было бы глупостью разоружиться и надеяться на их благожелательность. Само наличие сильной армии служит хорошим аргументом, чтобы не развязывать войны, это подтверждено огромным историческим опытом», — напомнил он.

«Многие христианские святые были представителями военного сословия. Они в свое время прославились храбростью на поле боя, но когда пришло время пострадать за Христа, сложили оружие и не пытались применять силу против своих начальников–язычников. Одно дело – не прибегать к силе для защиты собственной жизни и имущества, но совсем другое — когда требуется защитить других людей, целый народ, страну и закон», — сказал он.

«Мы должны с уважением и вниманием относиться к тем, кто несет нелегкую, но, увы, необходимую в нашем мире воинскую службу. Будучи детьми Адама и живя в падшем мире, мы должны сохранить верность Богу и дать защиту тем, кому она необходима: стариков, детей, женщин. Поэтому Церковь благословляет людей, вступающих на стезю воинской службы», — сказал отец Георгий.

Секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Сергий Звонарёв напомнил, что ратный труд благословен, когда он жертвенен.

«Православная Церковь относится к воинскому делу как к особому призванию, связанному с самоотдачей, аскезой, подвигом простого солдата. Ведь солдат – это человек, призванный защищать свою Родину, свою семью, своих родных и близких», — сказал священник.

«Церковь, благословляя солдат на ратную защиту, всегда обращает внимание на заповедь Божию, в которой сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15 : 13). Хочу напомнить, что к Иоанну Крестителю, проповедовавшему в пустыне, приходили воины, и он не осуждал их за род деятельности, но лишь призывал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3 : 14)», — отметил священник.

«Конечно, никто не скажет, что война – это благо. Войны на земле происходят по причине нашей греховности и человеческих разделений. Но в мире, лежащем во зле, порой, военное сопротивление и сила оружия – единственный способ защитить добро и честь, родной очаг и веру своих предков. К тому же и военные противостояния бывают разными: оборонительными и наступательными. В первом случае речь идет о войне справедливой, когда мужчина становится под ружье, чтобы защитить Отечество от напавшего врага», — подытожил отец Сергий.

Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что проливающий кровь из корыстных побуждений, безусловно, не достоин награды.

«Но человек, который защищает близкого и отдает по заповеди жизнь «за други своя», безусловно, достоин награды и почестей как на земле, так и на небесах», — заметил он.

«Есть, правда, воины иного рода, которые, как стервятники, ищут кровопролитий, чтобы принять в них участие ради наживы. В этом случае я бы согласился с пресвитерианским священником: такие люди не достойны наград и почестей», — заключил отец Иоанн.

Назымбек-хазрат Ильясов, 1-й заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области, уверен, что честно заслуженные воинские награды очень важны для людей.

«Воинские награды показывают, что их носитель, не жалея жизни защищал свою Родину-мать. И вдохновлять, поощрять воинов, поднимать их в атаку, — вполне достойное дело для священнослужителя, как и воспитание молодежи в готовности защищать отечество», — сказал он.

«Безусловный пацифизм не свойственен ни одной из трех авраамических религий. В исламе есть запрет на несправедливое применение насилия, но если на страну или дом мусульманина напали, он обязан защищаться», — отметил Назымбек–хазрат.
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что ратное дело достойно наград.

«Я согласен с пресвитерианским священником, что война ужасна. Но, когда идет речь о защите от внешней агрессии, у людей просто не остается выбора, они должны сплотиться и встать на защиту своей Отчизны», — заметил он.

«В войне нельзя обойтись без наград и поощрений, поскольку они являются дополнительными стимулами для подвигов и боевых заслуг. За каждой воинской наградой стоит своя история, которая обязательно станет для молодежи примером для подражания. Мой дед имел награды за воинские заслуги в Великой отечественной войне и для меня они всегда были предметом особенной гордости», — заключил Ахмед-хаджи.

Елена Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью, отметила, что воинская доблесть и бесстрашие относятся к числу добродетелей буддизма.

«До тех пор, пока мир таков, каков он есть, людям периодически приходится с оружием в руках защищать своих близких, свои дома и так далее. И хотя буддизм считается одной из самых мирных религий, в нем защита Отечества, семьи и близких почитается высоко. Буддист может и должен быть честным и храбрым воином, коль скоро он несет военную службу», — сказала она.

Михаил Макаров, пастор Измайловской церкви Евангельских христиан-баптистов, полагает, что применение любого насилия запрещено в Священном Писании.

«Христос прямо говорит: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5 : 44). Значит, ни носить, ни применять, ни освящать оружия христианин не может», — сказал он.

«Христианин должен быть готов к смерти в любую минуту, не бояться ее и, соответственно, не пытаться защитить свою жизнь с помощью оружия и подобных ему средств. Главное его оружие – молитва», — заключил пастор.

Regions.ru

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее