Священная война

Лидеры духовных организаций СССР благословляли Красную армию на победу.

Название известной, прозвучавшей впервые в 1941 году песни «Священная война» точно в самом прямом смысле. Религиозные лидеры Советского Союза в своих заявлениях в годы Великой Отечественной четко охарактеризовали войну как ведущуюся за дело Бога против сил тьмы и разрушения, благословив верующих на святую войну и отлучив как вероотступников вступивших в сотрудничество с немцами. Благодаря их призывам и пожертвованиям прихожан на вооружение Красной армии были собраны сотни миллионов рублей, построены именные танковые колонны.

За веру и Отечество

22 июня 1941 года местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) написал «Послание к пастырям и верующим», где говорилось: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

В ноябре 1941 года, в разгар решающей битвы за Москву, митрополит Сергий обращается к пастве с проповедью уже не просто Отечественной, а Священной войны: «Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами. Невольно глаза заполняются слезами у русских людей при вестях о том, как в православных храмах расстреливают ни в чем не повинных матерей и стариков и как храмы превращаются в конюшни. Лютый враг Гитлер не только устраивает гонение на христианство, но хочет истребить славянские народы разорениями, пожарами, грабежами, пытками невинных, издевательством и бесчинством, а оставшихся в живых сделать своими рабами. Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам, с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой. Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную борьбу за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веру». В своем пасхальном обращении 1942 года он вновь касается этой темы: «В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим, новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова… Что-нибудь одно – или свободное и мирное существование народов с их верой в Христа, с их стремлениями к истине, ко всему светлому, что есть в этом мире, или Гитлер с его фашизмом, мраком, насилием над всем лучшим, существующим в человечестве».

Если о заявлениях деятелей Русской Православной Церкви в годы войны хорошо известно, то о мусульманских духовных лидерах – гораздо меньше. Между тем они также выступали с началом войны, призывая верующих к борьбе против гитлеровцев. Так, за подписью казия и имама соборной мечети Ташкента Зияутдина Ишана Бабаханова была опубликована статья «Фашизм – враг правоверных мусульман». Еще одна статья под названием «Участие мусульманского духовенства в борьбе народов Союза ССР против гитлеровской Германии» вышла за подписью муфтия Габдрахмана Расулева, занимавшего с 1936 года пост председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) с центром в Уфе, оставшегося еще с царских времен.

Именно глава ЦДУМа играл в годы войны роль, аналогичную той, которую среди православных играл патриарший местоблюститель. 15 мая 1942 года мусульманское духовенство СССР собралось в Уфе на съезд под председательством Расулева. В заявлении съезда, опубликованном в том же месяце в газете «Труд», нападение гитлеровцев на Советский Союз сравнивалось с крестовыми походами против мусульман в Средние века:

«Фашистская Германия и ее приспешники – Италия и другие, так же как и 1100 лет назад в Испании, и в 1189 году в крестовом походе, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов, притесняя мусульман и уничтожая их религию, культуру и обычаи мусульман, стараются онемечить их…

Немцы-фашисты, не считающие народы других наций за людей, не знающие пощады, старающиеся утвердить господство немецкой расы над другими народами, принесли большое несчастье во временно оккупированных ими областях: разрушили молитвенные здания, школы, культурно-просветительные заведения; уничтожили многих наших детей и женщин; отняли у стариков и женщин имущество, оставив их без крова, обреченными на голодную смерть; насиловали женщин и девушек; там, где ступала нога фашистов, оставались горы трупов…»

Процитировав многочисленные отрывки из сур Корана, участники съезда писали:

«Великий Пророк Мухаммад говорит: «Любовь к родине и защита ее есть долг религии. Помощь воину, идущему на фронт, вооружением, равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою».

Уважаемые братья-мусульмане!

Вышеизложенные речения великого Аллаха и его Пророка великого Мухаммада призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения.

В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии».

Под обращением стояли подписи председателя и секретаря ЦДУМа, имамов крупнейших городов с высокой долей мусульманского населения – Москвы, Уфы, Казани, Новосибирска, мухтасибов Семипалатинска и Куйбышевской и Пензенской областей, представителей мусульман Башкирии, Челябинской и Свердловской областей, Казахской ССР.

В обращении съезда павшие на войне с гитлеровцами прямо сравнивались с «погибшими при защите мусульманского мира и религии» в Средние века. Отечественной войне придан, по сути, религиозный характер, и она названа «святой», соответствующей заветам Корана, за победу в которой верующим мусульманам необходимо сражаться и молиться.

Еще более откровенно высказались участники митинга в Ташкенте 31 января 1943 года, где собрались представители всех среднеазиатских республик – они прямо приравняли Отечественную войну к «газавату», священной войне за ислам:

«Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас – народы Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана – полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Вдолбите же своими мощными ударами в тупые башки варваров, кто такие туркмены, узбеки, казахи, киргизы, таджики. И чем сильнее будут ваши удары, тем крепче запомнятся им имена наших народов!..
Бойцы-сыновья! Бойцы-братья, мужья! Великая битва, которую вы теперь ведете, – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение».

Не остались в стороне от проповеди священной войны и представители других религий.
14 ноября 1942 года в газете «Правда» было опубликовано письмо от лица верующих евреев за подписью председателя Московской еврейской общины Самуила Чобруцкого:

«Мы, верующие евреи, глубоко убеждены в том, что эта победа будет дарована Богом нашей героической Красной армии… и что Всевышним уготована для фашистских орд бесславная и позорная гибель всех фараонов, амалекитян и аманов, дерзнувших грязными руками потревожить мир и счастье человечества».

О заявлениях буддистского духовенства в годы войны сведений не сохранилось (что не значит, что таковых не было). Большинство храмов и дацанов (монастырей) в то время было закрыто. Но, как вспоминала в 2005 году воевавшая в Тувинском кавалерийском батальоне гвардии сержант в отставке Вера Байлак, она и ее сослуживцы получили своего рода одобрение лам на участие в войне: «Спросили их, можно ли ехать на фронт. Ламы заглянули в священные книги и сказали: «Дорога открыта. Можно ехать на этот фронт».

Отлучение от Церкви коллаборационистов

Еще в своем послании православным в Прибалтике в сентябре 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) отметил, что «в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елганский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола (да и долго ли еще фашисты будут засиживать нашу землю?), пусть другие жертвуют собой за отечество. Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митрополит Сергий Воскресенский со своими «сподвижниками»-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?!) и «молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой…».

8 сентября 1943 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Осуждение изменников вере и Отечеству». В нем говорилось:

«Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть Иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле.

Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной за счет своих братий.
Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь».

7 ноября 1943 года митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) в своем послании к православным украинцам вновь напомнил об этом постановлении Собора:

«По постановлению последнего Собора Епископов Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 8 сентября этого года, всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана. Да не пойдет ни один из вас за пастырями или архипастырями, изменяющими Матери-Церкви и Родине! Не губите своей души вечной погибелью, имея общение с осужденными Собором лжеархиереями или лжепастырями!»

Танковый меч

Судьба Родины решалась во время войны на полях танковых сражений, и нехватка танков была для Советского Союза одной из самых насущных проблем.

30 декабря 1942 года, во время судьбоносных боев под Сталинградом, митрополит Сергий обратился к верующим с новым посланием:

«В настоящее время много говорят о предстоящей решающей битве с немецкими захватчиками, которая сметет фашистские полчища с лица нашей земли и откроет путь к свободе всех теперь порабощенных народов Европы к прекрасному для них будущему. Вероятно, и в этой предстоящей битве решающее значение, как и до сих пор, будет принадлежать нашей доблестной Красной армии. Сознавая это, наш народ открыл соревнование в пожертвованиях на оружие идущему в бой своему воинству… Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия».

5 января 1943 года состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и главой Советского правительства и Верховным Главнокомандующим Иосифом Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной армии, дал указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР.

На строительство колонны православными верующими было собрано 8 млн. руб. На эти деньги построено 40 танков – 19 Т-34 и 21 огнеметный ОТ-34. 7 марта 1944 года машины были торжественно переданы Красной армии. Участвовавший в этой церемонии митрополит Николай (Ярушевич) вручил танкистам подарки и напутствовал их: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святое дело – вперед! Вперед, к победе!»

30 марта 1944 года на торжественной встрече в Кремле генерал-лейтенант Николай Бирюков обратился к Патриарху Сергию (Страгородскому) с благодарностью: «Разрешите мне… поблагодарить Вас от имени военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной армии как организатора большого благородного и патриотического дела, направленного на оказание помощи Красной армии в разгроме врагов человечества – фашизма. Разрешите также вместе с этим заверить Вас, что те танки, которые мы построили на средства духовенства Русской Православной Церкви и всех верующих, вручены достойным людям, которые не остановятся перед тем, чтобы отдать жизнь свою за освобождение нашей Родины от врагов, от немецких фашистов. Я должен также сказать, что один из полков, вооруженный вашими танками… уже участвует сейчас в боях на фронте, и, я бы сказал, участвует с большим успехом».

Не остались в стороне от сбора денег на вооружение Красной армии и мусульмане.

Верующими Дагестана было собрано 10 млн. руб., на которые построена танковая колонна, названная в честь национального героя республики – Имама Шамиля. 5 января 1943 года Сталин через «Дагестанскую правду» поблагодарил дагестанцев за их вклад в Победу.

3 марта 1943 года газета «Известия» опубликовала письмо муфтия Расулева на имя Сталина: «Воодушевленный успехами нашей славной Красной армии я лично вношу 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку танковой колонны». В том же номере была опубликована и ответная телеграмма Сталина: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной армии. Примите мой привет и благодарность Красной армии».

Танковая колонна имени Имама Шамиля была передана в 1-ю гвардейскую танковую армию, командир которой, генерал-лейтенант Михаил Катуков, 27 мая 1944 года через все ту же «Дагестанскую правду» обратился к жителям республики с благодарностью.

Наконец, немалую активность проявил местоблюститель Эчмиадзинского престола архиепископ Геворг Чорекчян, ставший в 1945 году Католикосом всех армян под именем Геворга VI. Ему удалось с помощью зарубежной армянской диаспоры собрать внушительную сумму на постройку танковой колонны, названной в честь национального героя Армении – Давида Сасунского. Колонна из 21 танка Т-34 была в начале 1944 года передана в Красную армию, в 119-й отдельный танковый полк.

Из письма генерал-лейтенанта танковых войск Александра Коробкова армянскому архиепископу от 4 апреля 1944 года: «29 февраля 1944 года в торжественной обстановке Н-ской танковой части была передана танковая колонна «Давид Сасунский», которая построена по Вашей инициативе на средства армянского духовенства и верующих армян зарубежных стран. Офицеры поклялись на танках «Давид Сасунский» беспощадно громить немецких захватчиков. Танковая колонна двинулась на фронт».

Конечно, не стоит переоценивать вклад верующих в строительство советских танковых сил в годы войны. Первыми сбор денег на строительство танковых колонн начали не они: сделали это еще в августе–сентябре 1941 года рабочие Новороссийского цементного завода «Октябрь» и шахтеры Подмосковного угольного бассейна. Уже к декабрю 1942 года, когда были озвучены первые инициативы религиозных организаций, построено 150 танковых колонн. Всего за годы войны на эти цели было собрано 5 млрд. 873 млн. руб., на эти деньги построены тысячи танков. Тем не менее вклад в это благородное и нужное дело религиозных организаций и их прихожан также нельзя недооценивать.

Независимое религиозное обозрение, 19.05.10

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее