Русский солдат — понятие для меня почти священное

Русский солдат - понятие для меня почти священное

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и его роль в развитии взаимодействия Церкви и армии

Исполнилось 10 лет со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. О его разносторонней деятельности написано немало. Однако не все знают, что в начале 1990-х годов, в непростое для страны и Вооруженных сил время, он одним из первых среди иерархов Русской Православной Церкви начал сотрудничать с армией, активно отстаивал в средствах массовой информации и публичных выступлениях достоинство защитников Отечества, личным примером являл любовь и уважение к российскому солдату.

Гордость и слава Отечества

Выступая 16 сентября 1991 года на митинге по случаю принятии военной присяги курсантами Московского высшего командного училища имени Верховного Совета РСФСР, митрополит Питирим сказал: «Русская Православная Церковь видит в армии национально-патриотическую силу, продолжающую традиции российского воинства. Армия — гордость и слава Отечества, поэтому обидно, что сегодня на нее, как некогда на Церковь, возводят хулу… не верится мне, что в современной армии все так плохо… Поэтому и болят наши души о воинах, командирах, их семействах, которые служат в местах, где нынче не добро и благоразумие, а слепота и неприязнь вселилась в души людей».

Это выступление не было случайным: Владыка имел принципиальную позицию по многим вопросам взаимодействия армии и Церкви. Об этом свидетельствует событие, которое произошло в мае 1991 года. Официальный печатный орган Советской армии газета «Красная звезда», до той поры ориентированная на партийно-политическую пропаганду с ее атеистическими установками, вдруг провела необычную акцию. Под рубрикой «Религия. Нравственность. Армия» был организован так называемый телефон обратной связи. Для ответов на вопросы читателей газеты был приглашен народный депутат СССР, член Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов–интернационалистов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Газета попала в точку: вопросов к владыке от военнослужащих и членов их семей оказалось немало.

Анализируя сегодня те ответы митрополита Питирима, поражаешься широте его кругозора и тому, как много он предвидел в деле развития взаимодействия армии и Церкви.

Он сказал, в частности, что дело Русской Православной Церкви – заботиться об «афганцах». «Не все мои коллеги меня поддержали, — говорил он, — зато сами бывшие воины-интернационалисты с благодарностью откликнулись. Следом о своей поддержке заявили представители руководства страны, Министерства обороны СССР и общественность. Возникла идея создать реабилитационный центр в Московской области, в чистых природных зонах. Там должно быть новейшее оборудование, лучшие доктора».

Отметим, что, как известно, в развитие этой идеи была разработана и успешно реализована комплексная программа медико-социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий на базе Центра восстановительной терапии имени М.А. Лиходея (г. Руза, Московская обл.).

Звонившие тогда в редакцию люди выражали поддержку предложению митрополита Питирима создать в Центральной России несколько поселков для уволенных в запас военнослужащих. И эта его идея в современных условиях реализуется Министерством обороны, которое закупает в Подмосковье целые микрорайоны для обеспечения жильем увольняющихся в запас военнослужащих.

Один из вопросов к владыке касался его предложения создать некое подобие пажеского корпуса, в развитие системы суворовских и нахимовских училищ. Уровень преподавания и перечень предметов, по его мнению, должен быть значительно расширен — для воспитания широко образованных и высококультурных офицеров. Эта идея митрополита Питирима нашла в настоящее время свое воплощение, превосходящее все ожидания. По всей стране: в Краснодаре, Москве, Оренбурге, Ставрополе, Тюмени, во всех федеральных округах России вводятся в строй президентские кадетские корпуса. В этих учебных заведениях обеспечен высокий уровень обучения и патриотического воспитания подрастающего поколения, созданы прекрасные бытовые условия.

Без армии нет государства

Отвечая на вопрос одного из читателей «Красной звезды», владыка сказал: «Я поддерживаю введение в стране альтернативной службы для тех, кто по каким-то причинам не может брать в руки оружие. Эти люди взамен могут выполнять такие сложные послушания, как уход за больными, за инвалидами…». В то время вопрос о необходимости альтернативной службы для широкого общественного мнения был еще далеко не очевиден. Лишь спустя одиннадцать лет, в 2002 году, был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, должны проявляться взаимоотношения Церкви и армии?» владыка ответил: «Армию нашу надо поднимать на самый высокий пьедестал. Без армии нет государства… Нужно объединить те высокие качества, которые были заложены в армейское воспитание в России в прошлом и заложены в настоящем, и те нравственные требования, которые проповедует Церковь. Армия стала бы сильнее, а наше общество здоровее».

Традиции и воспитание

Идею поддержки армии, развития ее взаимоотношений с Церковью митрополит Питирим осуществлял и на практике. Так, в ноябре 1991 года он встретился с военнослужащими и членами их семей в одном из подмосковных гарнизонов, где размещен Главный центр командно-измерительного комплекса космических частей Минобороны. Это был первый за всю историю существования советских космических частей визит к ним православного иерарха. Владыка говорил о роли Русской Православной Церкви в духовном возрождении нашего общества и о том, что надо беречь целостность армии и государства — «тогда мы справимся с навалившимися на нас проблемами».

Обладая высокой культурой общения, владыка не свел эту встречу к собственному монологу, хотя его выступления всегда были содержательны и интересны. Но ему нужна была и обратная связь, поэтому он с большим интересом слушал рассказы офицеров космических частей об их нелегкой службе. А на вопрос одного из них, что он думает о космосе, ответил: «То же, что и вы. На меня, например, недавно на Байконуре большое впечатление произвел старт ракеты-носителя с советско-австрийским экипажем. Кстати, космос, его своеобразное изображение можно увидеть на старинных иконах…». Тепло встречен был собравшимися и церковный хор Издательского отдела, который под аплодисменты исполнил духовные песнопения.

Митрополит Питирим отлично понимал, что воспитание защитников Отечества надо строить, основываясь на богатых боевых традициях российского воинства. По его инициативе министр обороны маршал Е.Шапошников поручил организовать 22 декабря 1991 года автопоход по местам боев Красной армии с гитлеровскими захватчиками на подступах к Москве в декабрьские дни 1941 года. Мероприятие получилось масштабное и поучительное. В походе участвовали ветераны Московской битвы вместе с солдатами и сержантами Таманской и Кантемировской дивизий, курсантами московских военных вузов, военным оркестром и ротой почетного караула. Они возложили цветы к памятнику генералу А.П.Белобородову, который в боях под Москвой командовал 78-й стрелковой дивизией, посетили мемориальный комплекс «Рубеж Славы», где после митинга митрополит Питирим отслужил панихиду. Отдали почести погибшим за Отчизну и в других памятных местах, а закончился поход по приглашению владыки в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Господь солдат бережет

Вспоминая о митрополите Питириме, командир одной из воинских частей полковник Вячеслав Гаврилович Овсяников рассказывал: «Я много слышал о нем и хотел познакомиться. Владыка согласился дать 15-минутную аудиенцию. А когда встретились, проговорили около трех часов. Благодаря новому знакомству содержательным и ярким у нас получился и тематический вечер, посвященный героям Великой Отечественной. Митрополит подсказал нам, что в таких случаях уместно вспоминать и даты православного календаря, касающиеся святых покровителей воинства российского. Например, дни памяти благоверного князя Александра Невского и великомученика Георгия Победоносца».

Выступая на том памятном вечере, владыка говорил: «Русский народ извечно почитал величие святости, стремился к нему. И кого как не воинов гораздо в большей степени, чем многих других, отличают жертвенность и аскетизм, бескорыстное служение и благонравие? И о ком как не о защитниках родной земли повествовалось: принесли свою жизнь на алтарь Отечества. Испокон веков на Руси считалось: солдат да малых ребят Господь бережет».

О военном духовенстве

Митрополит Питирим довольно часто бывал в воинских частях и военных училищах на принятии военной присяги, встречался с суворовцами, выступал перед военнослужащими различных категорий с лекциями и беседами. Так, в октябре 1993 года он выступил перед руководящим составом Главного штаба ВВС с лекцией «Основные положения православия и его отношение к военной службе».

Уже тогда на этих встречах задавались вопросы о возможном возрождении в Вооруженных силах России института войскового и флотского духовенства. Будучи реалистом, прекрасно зная обстановку и в Армии и в Церкви, митрополит Питирим на подобные вопросы отвечал следующее: «Вопрос этот достаточно сложный, служба военного священника – особая служба в особых условиях, которых в армии пока нет. Есть и у Церкви проблемы. Прежде всего — отсутствие надлежащих кадров.

Я считаю, что на данном этапе в каждом городе, где есть воинский контингент, нужно использовать близлежащие к гарнизонам церкви, куда военнослужащие всех рангов и их семьи могли бы свободно войти, чтобы совершить религиозный обряд. Ведь это их право, которого они были фактически лишены долгие десятилетия.

Задача такой «гарнизонной церкви» в том, чтобы и ветераны, и нынешние военнослужащие могли пойти туда, побеседовать с человеком знающим. Ведь у нас почти все поступающие в семинарию прошли военную службу. Поэтому душа солдата священнику известна. А молодому солдату обязательно надо иметь душевный выход. И чтобы он не бегал в церковь в самоволку, а приходил туда с разрешения командира.

Одно хочу подчеркнуть: меньше всего мы, духовенство, склонны торопить события, искусственно подталкивать решение столь непростого вопроса».

Духовная защита армии

Видя позитивные изменения в сфере взаимодействия Церкви с Вооруженными силами митрополит Питирим стал инициатором встречи в июле 1992 года с председателем Комитета по работе с личным составом Минобороны России генерал-майором Н.С. Столяровым. Собеседники советовались, как сделать так, чтобы Церковь стала играть более существенную роль в патриотическом и нравственном воспитании воинов. Поскольку, по слову владыки, патриотизм и нравственность неразделимы.

Автор этих строк в то время был начальником группы по связям с религиозными объединениями Главного управления воспитательной работы Минобороны России. В тот сложный начальный период я в полной мере ощутил действенную помощь и поддержку митрополита Питирима и работавшего со мной по его благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Вечная и благодарная им память.

В заключение приведу слова, сказанные митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом в апреле 1992 года на презентации фонда «Солдаты Отечества», которые в полной мере можно назвать духовным завещанием владыки для войсковых и флотских священнослужителей: «Мы призваны духовно защищать защитников Отечества».

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее