Роль церкви в Великой Победе

5 апреля представители Челябинской епархии, областного совета ветеранов, ведущие ученые-историки региона приняли участие в круглом столе на тему «Роль церкви в Великой Отечественной войне». После чего для журналистов ведущих СМИ региона прошел закрытый показ нового фильма Владимира Хотиненко «Поп».

В преддверии празднования 65-летия Великой Победы, а также накануне визита в Челябинскую область Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ученые-историки и представители Челябинской епархии Русской православной церкви рассказали о том вкладе, который внесли церковь и ее служители в Великую Победу. По словам председателя комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и культурными объединениями Ильи Аносова, несмотря на то, что сегодня достоянием общественности стали многие данные секретных архивов, есть факты и эпизоды Великой Отечественной войны, которые еще не закрепились в общественном сознании, не стали достоянием общественной гласности. Таковой является непростая тема роли церкви в Великой Отечественной войне. Фильм Владимира Хотиненко повествует о Псковской православной миссии (ее еще называют вторым крещением Руси) — одной из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. Миссия действовала на захваченной фашистами территории Балтии и северо-запада России.

— В основу фильма «Поп», премьерный показ которого во всероссийских кинотеатрах не случайно был приурочен к христианскому празднику Пасхе, положена тема роли русской православной церкви в Великой Отечественной войне, — говорит настоятель Свято-Троицкого храма отец Игорь (Шестаков). Еще несколько лет назад трудно было себе представить, что эта тема могла получить столь широкий резонанс.

По словам отца Игоря, тема долгое время была табуирована, поскольку роль церкви в войне принято было освещать исключительно с точки зрения количества построенных силами церкви самолетов, отправленных на фронт танков. А это на самом деле соответствует исторической правде, более того, сам Патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский благословлял митрополита Николая Ярушевича, который освящал танковую колонну, построенную на средства Русской православной церкви и прихожан. За годы войны Русская православная церковь в фонд обороны сдала более 300 миллионов рублей. На эти средства в том числе была создана танковая колонна, построена эскадрилья имени Александра Невского, известная эскадрилья «Сибирь». В 1944 году церковь объявила сбор денег в фонд помощи детям, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне, и раненым солдатам Красной армии. Роль православной церкви в Великой Победе огромна. Общеизвестны факты, когда вместе с политруком перед боем с солдатами разговаривал священник, с офицерским составом — епископ, возрождая в бойцах победный дух.

По словам председателя совета ветеранов Челябинской области Анатолия Суркова, ни для кого не секрет, какие дискуссии разворачиваются сегодня в околоисторических кругах, когда вокруг спорного момента в истории создается несколько точек зрения, часть из которых — прямая фальсификация истории, а этого нельзя допускать.

— Никто и никогда из гитлеровского окружения не помышлял о восстановлении православия в России. То, что фашисты делали на оккупированных территориях, было для них мерой вынужденной. Они были убеждены, что если вновь открыть местные приходы, это снимет излишнюю напряженность среди местного населения. Однако ни о каких симпатиях к православной церкви и русскому народу с их стороны говорить, естественно, нельзя, — убежден отец Игорь.

По словам преподавателя исторического факультета ЧелГУ, кандидата исторических наук Татьяны Чумаченко, православные храмы в годы войны на оккупированных территориях становились также местом сопротивления, местом явки подпольщиков, партизан, передачи лекарств для лечения раненых солдат, местом публичной связи с Отечеством.

На уровне нашего региона также можно отчетливо проследить роль православной церкви в годы войны. Если до 1917 года на Южном Урале насчитывалось 276 действующих православных храмов, то к концу 30-х годов остался единственный — ныне это Свято-Симеоновский храм. В годы войны священнослужителям этого храма удалось собрать 80 тысяч рублей в фонд обороны, облигаций более чем на сто тысяч рублей, шесть килограммов серебра и около 300 граммов золота. Только в 1943 году в Челябинской области появляется уполномоченный по делам Русской православной церкви, начинается процесс регистрации храмов, их возрождения.

Арина МИРОНЕНКОВА
«Южноуральская панорама», 06.04.10

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее