Протоиерей Димитрий Смирнов: Для народа важно, чтобы милиция защищала гражданина!

Во всенародном обсуждении закона «О полиции» приняла участие и церковь. Представители РПЦ выступили с предложением вместе с «полицейскими» участками вернуть и должности полицейских капелланов, поддерживающих духовно стражей правопорядка на их посту. При этом, повсеместно критикуемый закон, в Церкви восприняли позитивно. О том, что лучше: полиция или милиция, о полицейских капелланах и должен ли постовой ездить в «горячие» точки Накануне.RU рассказал глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов.

Вопрос: Каково Ваше отношение к новому закону «О полиции»? Как Вы относитесь к смене названия?

Димитрий Смирнов: По большому счету, название значения не имеет. Милиция для меня — более приличное название, но, если благодаря закону изменится не только название, но и улучшится кадровый отбор, условия труда сотрудников, будет повышена зарплата, повышен уровень образования, это будет определенно положительный момент. Если это еще и способ чистки кадров – это тоже хороший ход.

Вопрос: С чем Вы связываете народное недовольство органами правопорядка, о котором сейчас так много говорят?

Димитрий Смирнов: Первая причина — в советской традиции, потому что главным врагом народа было НКВД. Боялись их как диких волков. Второе – милиция всегда существовала, чтобы охранять власть от народа. Задачи, которые ставятся государством, милиция выполняет, но нужно заботиться, конечно, и о людях. Третье – милиционер ежедневно рискует жизнью, получает стресс, но получает в деньгах он ничтожно мало. Что создает систему, когда он вынужден компенсировать недостаток средств, работая на самого себя, а не только на государство. А за счет кого? За счет народа. А иногда сотрудник идет и на вопиющие несправедливости, осуждает невинных людей. Но все равно, если что случается — человек по-прежнему кричит: «Караул! Милиция!». Значит, есть, к кому обратиться.

Вопрос: Какой должна стать российская милиция или полиция, если угодно, в результате преобразований?

Димитрий Смирнов: Для народа важно, чтобы милиция защищала гражданина. Милиционер — человек, который «заточен» на то, чтобы помочь в любой ситуации. Милиционер — это воин, который защищает обывателя, человек, к которому можно обратиться в трудную минуту: протекла, к примеру, вода, он и то должен знать, куда звонить. От милиционера мы не должны слышать никаких «нет», только «Да! Успокойся, сейчас помогу». Этого хочет народ.

Вопрос: Звучит как некая утопия…

Димитрий Смирнов: Нет, это реализуемо. Чтобы это изжить, необходимо воспитание. Начинать надо еще в школе милиции.

Вопрос: Но Вы достаточно тесно общаетесь с сотрудниками милиции, какие-то конкретные, организационные просчеты можете выделить?

Димитрий Смирнов: Я не профессионал в этом деле, мне трудно что-то тут сказать. Однако, я уверен, что специалисты в министерстве знают все болевые точки.

Вопрос: Чем Церковь может помочь в исцелении милиции?

Димитрий Смирнов: Духовным воспитанием. Такой процесс уже идет, но действовать надо решительно. Ввести курсы духовного воспитания для сотрудников. В дальнейшем, как в европейских странах, должны появиться капелланы при подразделениях.

Вопрос: Ранее в СМИ сообщалось о том, что Церковь вводит институт капелланов в армии, может, стоит и в милиции?

Димитрий Смирнов: У нас пока таких нет. За исключением внутренних войск, пожалуй. Но и там это случаи единичные. Но, если мы хотим глобального эффекта, надо работать со всем личным составом. Милиционеров несколько миллионов, а священников — несколько тысяч всего. Эта задача не на один год и даже не на одно десятилетие. При этом, нельзя сказать, что одну структуру сейчас введем — и все станет хорошо. Это кропотливая духовная работа.

Вопрос: Тогда какие предложения внесете при обсуждении закона «О полиции»?

Димитрий Смирнов: Те же самые. Создание института капелланов и введение преподавания «Основ традиционной культуры», так это сейчас называется. По нашей мысли, капелланом должен быть священник, чей приход находится неподалеку. В округе, рядом с отделением, в любом случае есть храм. Батюшка этого храма мог бы окормлять сотрудников. Просвещать.

Вопрос: А каково Ваше отношение к идее создания народных дружин, которые заберут часть функций современной милиции? В конце концов, это ведь значит разрешить гражданам применять насилие против таких же граждан.

Димитрий Смирнов: Всякая народная инициатива — это хорошо. Это и людей организует, и люди чувствуют себя хозяевами улицы, а не какие-то там разбойники или бандитствующая молодежь.

Вопрос: Должны сотрудники милиции, работающие на мирных улицах, отправляться в командировки в «горячие точки», а потом снова на эти улицы возвращаться?

Протоирей Димитрий: Милиционер — воин, у него стоит задача, он ее выполняет. Боевой опыт, он, конечно, хоть имеет некоторые отрицательные стороны, но больше тут положительного. Такие командировки закаляют людей, дисциплинируют. Все-таки, положительного больше. Да и потом, мы же вымирающая страна – мы не можем обойтись без того, чтобы милиционеров отправляли в командировки. У нас каждый мужик на счету, это драгоценность. Это можно было обсуждать 100 лет назад, когда у нас был прирост населения по 2,5 млн в год, а сейчас у нас убыль населения, поэтому каждый дурачок, который может держать пистолет, идет в милиционеры. Мы — больная вымирающая нация, что тут поделаешь…

Справка

В имперской России полиция была тесно связана с Церковью. Так, еще в 1782 г. был утвержден «Устав Благочиния или полицейский» (первая полицмейстерская канцелярия была создана в 1715 г. в Санкт — Петербурге), в котором заявлились основные принципы нравственного облика полицейского империи. «Общие правила добронравия» Устава гласили: «не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь; не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего; с пути сошедшему указывай путь». Отметим, что со временем в учебных заведения полиции был введен «Закон Божий». Как сообщает http://shkolazhizni.ru, кроме того,при сдаче полицейскими унтер-офицерами экзамена на присвоения первого классного чина (14 класс «Табели о рангах») они должны были продемонстрировать знание Катехизиса, поэтому православные священники включались и в экзаменационные комиссии. После революционных событий 1905-1907 гг. в ряде учебных заведений, особенно вновь созданных, Закон Божий уже не был включен в перечень обязательных дисциплин.

Накануне.ру, 27.08.10

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее