Православие – духовная основа воинской культуры России

Восхождение к вершинам той великой культуры наследниками, которой мы с Вами являемся, началось для России и русского народа с благой евангельской вести. Именно в Православном учении о воскресении, спасении и бессмертии души заключена природа государственности и культуры России, её духовной и военной мощи. Тысячелетняя Россия, её государственная и военная организации, её великая культура стоят на духовном фундаменте православия.

Тему о духовной основе воинской культуры России можно было бы исчерпать одной фразой: «православие – духовная основа всей, в том числе и воинской, культуры России». Это будет правильно, но недостаточно. И не потому, что многие мои оппоненты считают подобные взгляды вздорными.

Это необходимо и потому, что многие порядочные, честные люди, в т.ч. и в педагогической среде, не готовы воспринимать или хотя бы попытаться понять подобные утверждения в силу разрыва связи времен и длительного изучения фальсифицированной истории и, как следствие, отсутствия необходимых знаний. Мы долго жили в атмосфере большой лжи, а поэтому приходиться говорить об очевидных истинах и хотя бы минимально аргументировать их.

Любая культура, в т.ч. и воинская, существует на основе духовных и материальных ценностей. Материальные основы воинской культуры России имеют огромное значение и заслуживают отдельного серьезного разговора. Сегодня важно сосредоточиться на её духовных основах, обратится к истокам духовной мощи и непобедимости русского воинства. Это необходимо для того, чтобы:

1. Противостоять духовной агрессии, осуществляемой сегодня против духовной устоев и традиций русского народа, других народов России, против традиции служения Отечеству, в т.ч. и воинского.

2. Восстановить связь времен и возродить духовные основы военной культуры России и, прежде всего, духовно-нравственного воспитания её воинов.

3. Противостоять острейшему духовно-нравственному кризису, в котором оказались сегодня народы, общество и Вооруженные силы России.

4. Своевременно и адекватно реагировать на изменение характера современной войны, сил, средств и способов ее ведения, в т.ч. в духовно-нравственной и информационно-психологической сферах и д.т.

Воинская культура России имеет те же самые духовно-нравственные основы, что и вся культура России — это православие, самобытная культура русского народа, а также национально-культурные основы и особенности многих других народов России. При этом необходимо подчеркнуть, что именно православие и Русская Православная Церковь сыграли определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности и военной организации России. За этим утверждением стоит историческая правда, огромный исторический и уникальный опыт, которым обладают немногие народы и страны.

Православная вера, объединение вокруг идеалов православия, сохранение и защита единого православного Отечества, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь, Россия и ее воинство. Триединая история распространения православия, развития Церкви, становления Армии и Государства, это и есть собственно история становления России как Великой Державы.

Более чем тысячелетнее благотворное воздействие православия взрастило в нашем народе и его защитниках высокую мораль беззаветного служения и подвижничества во имя Веры и Отечества, не истребленную и поныне идею государственно-патриотического и воинского долга перед Россией. Даже в годы государственного атеизма и богоборчества наши соотечественники, часто неосознанно, поступали в соответствии с православной моралью, которая считает воинское служение, защиту Отечества «святым делом». Важно заметить, что это мнение разделяют большинство мусульман и представителей других религий и народов России, веками плечом к плечу вместе с русским народом и православными воинами строивших и защищавших наше общее Отечество.

Мало кто оспаривает, что российское воинство на протяжении всей своей истории было сильно одухотворенностью, моральной стойкостью, любовью к Отечеству, верностью Воинскому Долгу, Доблестью, Честью и Мужеством, но не все понимают, что истоки этих прекрасных и высоких морально-боевых качеств воинов России восходят к православию. Как замечательно сформулировал Иван Александрович Ильин: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…».

Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы, изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю весь свет. …Русских солдат можно уничтожить, но не победить», — заявлял Наполеон. «Русского солдата мало убить, его еще и мертвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял», — говорил Фридрих II. Красноречивые признания, которые указывают на духовное преимущество русских воинов, но нечего не говорят о его истоках.

Если проанализировать лучшие морально-боевые качества наших воинов (а в России при необходимости воином становился каждый), признаваемые всеми и составляющие их преимущество, то истоки этих качеств мы неизменно обнаружим в высоком духовном смысле воинского служения и в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов России. И обязательно убедимся, что главнейшими истоками их духовных сил всегда были православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой Верой. И это самое главное!

Наша Церковь изначально рассматривала Русь, Россию как Божий дом, находящийся под особым покровом Богородицы и учила, что защищать Россию означает защищать православие, дом и дело Богородицы и самого Бога. Так в русских воинах и во всех народах русских земель воспитывалось чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, которое одновременно являлось и чувством долга и ответственности перед Богом. В этом заключена огромная духоподъёмная сила православия.

Исповедуя учение Иисуса Христа о спасении, православный воин знает, что защита Отечества — это богоугодное дело, и если придется погибнуть, то это будет во имя святого Божьего дела. Когда наши воины шли в бой их мало смущало превосходство противника, ибо со времен Александра Невского они руководствовались девизом: «Не в силе Бог, а в правде!».

Воспитанный на православной идее неизбежности победы сил Добра над силами вселенского зла, русский солдат уверен в окончательной победе над любым врагом. Готовность к самопожертвованию во имя Отечества у него в крови, т.к. идеи защиты православия и защиты России связаны в его сознании воедино, и он всегда готов встать на защиту Отечества, ибо считает его оплотом православия, которое надлежит защищать не жалея собственной жизни.

Не случайно Церковь дала русскому воинству название «христолюбивое». Это название указывает на то, что воины России впитали в себя православную веру и православные нормы поведения. Это, с одной стороны, вера в Бога, уверенность в его помощи, покорность и доверие ему своей личной судьбы, а с другой, это православный оптимизм, христианское великодушие, милосердное и доброжелательное отношение даже к обидчику, побежденному и плененному врагу. Надо сказать, что были и со стороны наших воинов не единичные случаи мародерства, надругательств, но это не носило массового характера и всегда осуждалось не только законами государства, но и духовными законами общества.

Сила православного христианского воинства России всегда была в исполнении заповеди Спасителя: «больше сея любове никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15, 13). Именно сила этой жертвенной любви обеспечивала русским воинам помощь Божию в бою и даровала многие Победы. И сегодня боевое братство, готовность жертвовать собой за товарища остается особым отличием воинов России. Десантники 6-й роты, десятилетие подвига которых мы неприлично скромно отметили в 2010 г., сознательно жертвовали собой «за други своя» сражаясь с двухтысячной бандой озверелых профессиональных боевиков.

Более шестисот тридцати лет назад Русь, казалось, практически погибала от духовного и физического порабощения. Но за неё молился преподобный Сергий Радонежский. Усилиями Святителя Алексия I был воспитан в православной вере и вырос патриотом Земли Русской молодой московский князь Дмитрий Иоаннович. Православный стержень духовности и самосознания русского народа не был сломлен и он исподволь собирал свои моральные и духовные силы, а князь Дмитрий готовил и собирал воинов, дружины и полки.

Летом 1380 года огромная орда Мамая выступила «последним походом» на Москву. В нее входила разноплеменная конница, лучшая в Европе наемная генуэзская пехота, отряды польской шляхты, крымских татар и др. Попутно следует заметить, что поволжских татар (казанцев) в войске Мамая практически не было, а вот союзниками русских полков были волжские и сибирские татары, особенно много их было в русской коннице. Это замечание для тех, кто стесняется говорить о победе на поле Куликовом, под предлогом, что это может оскорбить наших соотечественников татар. Эти опасения антиисторичны.

Но кто бы ни был в войске Мамая, оно было огромно и сильно. Над будущим нашего Отечества нависла смертельная угроза. Как православный христианин князь Дмитрий поспешил в Троицкий монастырь (ныне Свято-Троицкая Лавра) к его основателю игумену Земли Русской преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя: «Единением и любовью спасемся…, …Иди, княже, на безбожников смело, без колебаний, и победишь».

Битва была ожесточенной. Орда Мамая была разгромлена, а предварялось это величайшим подъемом духовных и патриотических чувств русских людей всех слоев и, невиданным ранее, воодушевлением русского воинства. Войско князя Дмитрия шло на битву за Землю Русскую, за Русь Святую, за Веру православную, с верой в Божью помощью и потому победило многочисленное и хорошо подготовленное войско Мамая. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа, подорвавшая могущество Золотой Орды.

Русское войско вернулось в Москву с величайшей славой. Как неоднократно было подчеркнуто историками, выступали на битву с Мамаем отдельные полки и отряды разных русских земель и княжеств, а вернулись они с поля Куликова единым русским войском. Это известные факты, истинность которых доказана многими историческими свидетельствами, но сегодня на них часто покушаются и видимо есть смысл их напомнить.

Битва на Куликовом поле 9 августа 1380 г. убедительно свидетельствует, что в основании наиболее выдающихся и имеющих особое историческое значение побед русского воинства лежат православие и воспитанная им любовь к Отечеству – Патриотизм с большой буквы. В сознании народов России эти понятия слиты воедино, и в этом неодолимая духовная мощь воинов России.

Велико значение победы на Поле Куликовом, но её нельзя представить без предшествующих побед Александра Невского, ибо истоки этих побед берут свое начало из одного родника — православия. Сформулированный св. блгв. кн. Александром Невским в 1240 г., уже упомянутый девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» стал ведущей моральной установкой для воинов России на многие века. А через два года, в 1242 г., перед сражением на Чудском озере, великий князь Александр сказал: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».

Это выражение Князя является производным от слов Иисуса, адресованных им Петру: «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Евангелие от Матфея, 24, 52). Эти слова Иисуса Христа указывают, что против зла следует решительно бороться, не страшась применить оружие. Они дают духовное обоснование святости воинского служения Отечеству и ответ лицемерам, которые, ссылаясь на заповедь «Не убий!» отказываются защищать Россию.

Всматриваясь в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу православия, но и его огромное объединяющее и организующее значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь вооруженных сил.

Именно православие и Церковь сформулировали высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За Веру православную!», которая с веками превратилась в чеканную триединую формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!». Когда была разрушено это триединство, порушена православная вера, отвержен православный Государь-Император, то и Отечество не устояло — Россия пала. Жертвы, понесенные нашим народом в гражданской войне с обеих сторон были, за очень малым исключением, по большей степени напрасными и богопротивными, но это тема отдельного разговора.

В Смутное время грамоты патриарха Московского и Всея Руси Ермогена (1530-1612), поднимали русский народ на борьбу с иноземцами и предателями. Как и во времена Куликовского сражения, православие и Церковь вновь выступили силой мобилизующей народное сопротивление. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным и сильным врагом предварялась и сопровождалась мощным духовным подъемом народа и воинства. Как заметил русский историк В. Ключевский: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли».

Исключительным примером опоры на духовную мощи российского воинства является А. В. Суворов и его «Наука побеждать». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: « Чудо, богатыри! Бог нас водит: — Он нам Генерал!»; «Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник»; «Мы русские, с нами Бог!»; «Дух укрепляй в вере отеческой православной; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Молитвами готовил он свои войска к сражениям, во всех блистательно побеждал и всегда при этом утверждал, что всякая его победа есть дар от Бога.

Сама мысль взять крепость Измаил считалась безумной всеми, но только не Суворовым. Отработав действия войск на макете крепости, Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Совершив молебен, войска приступили к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала. Участники штурма, глядя при дневном свете, куда они с боем, под огнем взобрались, искренне изумлялись, как это им удалось.

Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека Альпийский поход Суворова. Ни одна армия, ни один полководец не совершили ничего подобного. Генерал Массена, который пытался запереть Суворова в Альпах, уже став одним из лучших маршалов Наполеона, говорил, что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам генералиссимус считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!…», неоднократно говорил он.

Источник суворовского гения в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов.

Убедителен и пример праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского, не проигравшего ни одного из 43-х, проведенных им морских сражений, в большинстве которых противник численно его превосходил. Корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них был установлен монастырских порядок, а, напутствуя экипажи перед боем, он говорил: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один моряк не попал в плен.

Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу в 1812 г.: «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына», — призвал народ Государь. Простое и ясное обращение к главному идеалу русского народа, Богу и Правде дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.

Патриотизм в самой сути православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя». Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», — проповедовал святитель Феофан Затворник.

Не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых и полководцев А.Невского, Д.Донского, А.Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова и др. И не случайно после многих лет гонений были возвращены из лагерей священнослужители, открыты Храмы и восстановлена деятельность Русской Православной Церкви. Только обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси и ее святым смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества на всенародную борьбу с врагом. Советский Союз выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны, прежде всего, потому, что народ сохранил внутреннею готовность защищать Отечество. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе.

Как ни больно об этом говорить, но сегодня над многими духовными ценностями, которые на протяжении веков были основополагающими в жизни народов России, нависла реальная угроза их утраты. Коснулось это и отношения к идее ратного служения Отечеству, к воинской службе и Вооруженным силам, которое становится всё более негативным. Мы стоим перед перспективой полного уничтожения духовной основы воинского служения Отечеству.

На протяжении многих веков духовная суть ратного дела в России подчеркивалась тем, что её армия, по сути своей, являлась лучшей жертвенной частью народа. Отношение к воинской службе, как священному долгу, уважение и любовь к армии и флоту, к ратным защитникам Отечества были частью образа мышления русского народа, других коренных народов России.

Через службу в армии и на флоте они осознавали себя гражданами и защитниками России, вырабатывали в себе чувство воинского долга и понимание личной ответственности за её судьбу Отечества, сопричастности и полного слияния с её прошлым, настоящим и будущим. Так происходило из века в век. Если это исчезнет, армия престанет быть Армией с большой буквы, частицей своего народа, оплотом российской государственности, а превратиться в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, науке, культуре и образовании.

Сегодня модно говорить о поиске общероссийской национальной идеи. Те, кто ее ищут, забывают, что в России она давно существует, как минимум тысячу лет. Русский философ Вл. Соловьев утверждал, что нашей национальной идеей является святость – устремление к внутреннему духовному совершенству.

Православное христианство в России одновременно и суть, и путь обретения каждым верующим человеком и всем народом такого внутреннего духовного совершенства. Поэтому мы и смеем утверждать, что, несмотря на все гонения, духовно-нравственные идеалы православия, вот уже более тысячи лет есть истинная общенациональная идея России.

История доказала, что в России нет будущего у мировоззрения, лишенного духовности, нравственности и совести. С этим столкнулись т.н. «реформаторы России» в 90-х гг. прошлого столетия. Они, как и первые российские социал-демократы, находились вне общенародных и, конечно, вне православных нравственных ценностей. Судьба человека, человеческая цена реформ их не интересовала и не беспокоила. Для них понятия «совесть, стыд, грех, духовность, честность, нравственность, справедливость и т.п.» – не более чем абстракции и химеры, не заслуживающие их «высокообразованного» внимания.

Сегодня, как результат их «реформаторской», а, по сути, сознательно разрушительной, деятельности в умах, делах, и, что намного страшнее, в душах и чувствах многих наших соотечественников господствует разруха. Отсутствие духовного начала разрушает не только самого современного человека, но и все вокруг него. Отсутствие совести, постоянная ложь, лицемерие, притворство, прекраснодушное лукавство одних «реформаторов», наглость, хамство, обман, мошенничество, стяжательство, несправедливость других, возведенные под видом либерально-демократических идей в ранг общественных, государственных и даже «общечеловеческих» ценностей – вот первопричина всех нестроений, происходящих сегодня в России, в т.ч. и в Вооружённых силах.

Сегодня Русская Православная Церковь вместе с другими традиционными религиям и конфессиями, выступают как коллективные хранители духовной и культурной памяти народов России, их веры, духовности и исторических традиций. Это позволяет утверждать, что в современной России православные идеалы – Любви, Совести, Правды, Справедливости, Добра, Долга, Чести, трудового и воинского служения Отечеству — могут сплотить Россию, стать основой ее внешней и внутренней политики, основой возрождения Великой Российской Державы, ее Армии и Флота.

Это не утопия! Высоконравственную государственную политику поймет и подержит большинство нашего народа. Духовно-нравственная политика государства воодушевит воинов Армии и Флота на самоотверженное и бескорыстное служение Отечеству. Именно ясной, чистой и нравственной политики ждут от России многие народы самых разных стран и континентов. Именно такая, нравственная, государственная политика России будет правильно понята и уважаема друзьями, равно как и недругами.

Всё это реально достижимо на пути к православию. Его духовно-нравственные идеи, несмотря на десятилетия безбожия и гонений, и ныне воспринимаются большинством русских людей на генетическом уровне. Воспитанные православием высокие нравственные качества и сегодня ещё живут в сердцах народов России, в т.ч. и другого вероисповедания. История вновь распорядилась так, что в наши дни, как и века назад, только православие противостоит духовному кризису России и её Вооруженных сил во всей полноте. Наша Церковь и сегодня возвышает воинское служение, защиту Отечества до служения Богу. Решением Святейшего Синода в литургию включена молитва российском воинстве. Ни о каком другом институте государства Церковь персонально не молится. православная вера и сегодня является надежным духовно- нравственным фундаментом всего бытия России, она сохранила для этого историю, традиции, внутреннюю нравственную чистоту, силу и правду.

Православие главное наше духовное оружие, которое делало нас непобедимыми в прошлых сражениях, оно поможет нам и сегодня устоять и победить в любой будущей войне. Это очень важно, ибо всё очевидней становится, что война неуклонно меняет свое лицо. С появлением принципиально новых сил и средств ведения войны, в т.ч. информационного, психологического и иного характера, наступает время, когда основным содержанием войны все больше становится, и скоро, видимо, станет, противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа в войне будет достигаться за счет духовно-нравственного превосходства, психологической стойкости одной из сторон.

Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе тренировок на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное психологическое превосходство духовно-нравственного характера, на основе глубокого осознания правоты своего воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.
Сокровищница воинской культуры России неисчерпаемо богата. Ее духовно-нравственные основы нами мало изучены и таят в себе удивительные откровения и находки. Поэтому так важно изучать духовное и культурное наследие наших мудрых предков, которые построили и защитили Великую Россию, оставили нам в наследство православную веру, славную историю и традиции высокой воинской культуры – Чести, Доблести, Мужества, Долга, бескорыстного и жертвенного воинского служения Отечеству, нашей Великой Державе — России. Наш священный долг быть достойными прошлого России и сделать всё для обеспечения ее достойного будущего!

Генерал-майор Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ,
доцент, кандидат военных наук, профессор Военного университета МО РФ,

Из доклада на VII ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции: «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе»

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее