Поле сражений

Вызовы глобализации и их влияние на формирование морально-нравственных качеств молодежи

Недавно, устами американского президента лидеры глобализации обозначили цель, к которой они стремятся. Выступая 25 мая с.г. перед обеими палатами британского парламента Б.Обама заявил: наступило время нашего лидерства. Мы – США, Великобритания и наши демократические союзники – формируем мир, в котором могут образоваться новые нации.

Хорошо известно, что главную информацию человеку всегда скармливают контрабандой, минуя таможенный досмотр и логику сознания. Для разных групп населения информация закачивается своим способом и сразу всем через наружную рекламу. Пример: месяц на улицах Екатеринбурга висели большие баннеры с рекламой о продаже квартир в жилом комплексе «Родина» с текстом: продаем Родину, платим за детей, 60 тысяч – метр Родины, 100 тысяч – ребенок. Несмотря на многочисленные протесты, рекламу убрали лишь по истечении срока аренды рекламного места.

В одном из интервью, Святейший Патриарх Кирилл, с печалью говорил о том, что современному человеку, особенно молодому, трудно отличить собственные желания и мысли от навязанных ему извне. Рынок, СМИ и реклама навязывают людям то, что повышает рейтинг и приносит прибыль. Духовность и нравственность прибыли не приносят, поэтому они не популярны и им нет места среди ценностей общества потребления. Сознание и подсознание людей наполняют пошлостью на уровне желудка и всем остальным, что ниже пояса, формируют животные потребности и инстинкты, пробуждают желание любой ценой их удовлетворить.

В жизнь вступило поколение, не нашедшее и не видящее духовного смысла своего существования, а потому устремившееся в погоню за сиюминутными удовольствиями и тратящее на это все свои физические и психические силы. Многие молодые люди подобно героям популярных теле-шоу не ищут духовных истин и нравственных критериев и, находясь в плену неограниченной самоуверенности, оправдывают любые желания и поступки. Для них примером являются представители т.н. элиты, которые купаются в роскоши, публично хамят, сквернословят, меняют сексуальных партнеров и рассуждают о свободе и правах человека. Это дезориентирует молодых людей. Они ежедневно видят, как пошлость и безнравственность, несправедливость и нечестность ведут к успеху.

Случайно ли все происходящее? Конечно, нет. У этих процессов есть идеологи, теоретики, авторы и исполнители.

Каковы же основные глобальные факторы, влияющие на формирование и поведение, как отдельной личности, так и всего мирового сообщества.

Это информационные и финансовые империи, а также частные лица, чьи ресурсы превышают возможности большинства государств, входящих в ООН. Именно их информация, финансы и товары, прорывают национальные границы, оккупируют, колонизируют страны и континенты.

Это другие субъекты частного сектора, «гиперуполномоченные» представители» и частные военные кампании, подобные тем, что готовили нападение Грузии на Южную Осетию и Абхазию.

Это многочисленные транснациональные сети и неправительственные организации, не признающие законов, и пытающиеся в своих целях изменять сознание целых народов.

Это общемировая религиозная динамика и стремление использовать усиливающийся религиозный фактор в политических и экономических интересах.

Вызовы глобализации являются комплексными, неоднозначными и проявляются чаще всего самым неожиданным образом.
Сегодня манипулировать людьми легко. Современные технические средства и технологии предоставляют глобальные возможности для управления сознанием и подсознанием человека. Глобальные СМИ и рекламу, Интернет – превратили в оружие.

В феврале этого года госсекретарь США Х.Клинтон обнародовала программу использования информационных сетей как инструмента внешней политики США. На поддержку блогеров и сетевых активистов в странах с «авторитарными режимами» госдепартамент выделил 25 миллионов долларов. Фактически это совпало с началом событий «арабской весны».

16 мая 2011 г. Вашингтон заявил о принятии стратегии кибербезопасности на презентации которой было провозглашено право США, использовать все средства, в т.ч. военные для защиты страны, ее союзников и партнеров. Анализируя доступные материалы, можно понять, что сверхзадача этой стратегии – навязать миру правила поведения в киберпространстве и создать условия для Интернет-манипуляций, сетевых мобилизаций, «twitter-революций» и смещения с их помощью неугодных режимов под лозунгами защиты прав человека и «продвижения демократии».

2 июня с.г., Академии военных наук Китая выступила с публикацией, в которой говорится, что массовые выступления в арабских странах знаменуют начало эпохи Интернет-войн, которые идут на смену традиционным войнам. Нельзя отказать китайским военным в масштабном геополитическом мышлении. Они хорошо представляют ту роль, которую играет сегодня в жизни отдельного человека и общества управляемая информация.

Можно продолжать, но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: Интернет-война – жестокая реальность нашего времени – мы живем в эпоху грубого насильственного перелома, радикальной перестройки мировоззрения, сознания и психики человека и человечества.

Многие аналитики называют наше время, временем смыслоутрат. Влиятельный в мире «большой политики» французский экономист и писатель, Жак Аттали в книге «Краткая история будущего» предрекает в ближайшие десятилетия победу стихии рынка над демократией, нациями и народами и полное исчезновение государств. По его мнению «культ свободы приведет к чудовищному эгоизму… Никто не будет соблюдать никаких правил… Каждый станет соперником всех… Мир превратится в огромное поле сражений», где все будут воевать против всех. С ним можно не соглашаться, но отрицать, что происходят сущностные изменения в сфере смыслообразования нельзя.

В обстановке информационной зависимости молодому человеку трудно дается самоопределение своей духовно-нравственной сущности. Высшая школа не помогает ему решить эту задачу. Все изучаемые в вузах человековедческие науки рассматривают человека в рамках естественнонаучной, а точнее психофизиологической парадигмы и мало учитывают её религиозно-историческую составляющую.

Сегодня господствует научные взгляды, полагающие что «психика» наиболее общее понятие, а «сознание» — частное и есть ничто иное, как высший уровень развития психики человека и что не дело психологии рассуждать о душе, духе и духовности. Но это не единственный научный взгляд как в истории, так и в современной психологии. Очень долго психология существовала как часть философии – психологическая антропология – и намного меньше как самостоятельная научная дисциплина. Немецкий психолог Герман Эббингауз однажды заметил, что психология имеет долгое прошлое, но очень короткую историю. Объяснение феноменов, обозначаемых терминами сознание, дух, душа, духовность человечество искало веками и ищет сегодня.

До Г. Гельмгольца и В. Вундта, которых считают родоначальниками психологии как самостоятельной науки, были и другие ученые, изучавшие человека, его душу, разум, мышление, поведение и т.д. В Новое время это были: Рене Декарт с его дуалистической антропологией; последователи Декарта – идеалисты – А.Гейликинс и Н.Мальбранш. Это, конечно же, Френсис Бэкон, родоначальник эмпирического направления в научном познании природы и человека, который признавал наличие у человека, не только тела и души, но и духа. А совсем недавно защищена диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме: «Психологическая концепция человека в религиозно-философском учении восточных христиан эпохи средневековья», автор М.Я. Дворецкая.

Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет. Это великая тайна. Сущность духовности не поддается рациональному осмыслению. И.А.Ильин утверждал, что духовность не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее. Виктор Эмиль Франкл полагал – только то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём. Выдающийся хирург, профессор, доктор медицинских наук, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания. Очевидно, что феномен духовности не имеет и не может иметь точного и исчерпывающего определения. Духовность, как и вера, имеет иррациональный характер и находится на границе, за которой влияние материального мира исчезающее мало.

Сегодня не только эксперты, но многие простые люди осознают, что все глобальные вызовы нашего времени рукотворны и направлены в первую очередь на радикальные изменения в области духа и сознания человека, на уничтожение религии, разрушение самоидентичности народов, ликвидацию суверенных государств, на изменение духовной сущности человека и всей человеческой цивилизации.

В заключение следует сказать, что Россия вновь оказалась на историческом перепутье, определяя вектор своего дальнейшего духовно-нравственного развития. Как и века назад, Россия нуждается в сохранении и защите своей духовно-нравственной идентичности. Вновь, как и века назад, Россия подвергается мощной агрессии с Запада, которая направлена против духа и сути России, на разрушение её духовной силы и внутреннего духовного богатства, которое только и смогло обеспечить возрастание и укрепление российской государственности.

Вопрос вновь стоит так: быть или не быть России, или она обретет себя и своё место в историческом процессе, или её имя станет достоянием истории.

В особой защите нуждается духовность и нравственность молодёжи. Мир высоких технологий и скоростей, мир быстрых темпов – стихия современного молодого человека. Молодость видит мир иначе, чем взрослые. Это время завершения наиболее активной фазы формирования личности – её окончательного самоопределения.

Наша задача помочь молодым людям разобраться в том, что правильно по внешним проявлениям, но неверно по сути? Что есть Добро и что есть зло, и как отличить одно от другого? Как духовно обогатить свою жизнь? Для чего стоит жить и ради чего стоит умирать?

Постигнуть это можно лишь опираясь на духовно-нравственные нормы, суть которых не внешние запреты, а указание того, что такое любовь, совесть и честь, куда можно направлять нашу свободу, а где её следует жёстко и безжалостно ограничить, чего следует всегда и, безусловно, стыдиться. Помочь молодёжи в постижении этих истин, и есть сверхзадача высшей школы.

А.В. ЧЕРКАСОВ,
кандидат военных наук,
доцент, профессор ВУ МО РФ,
генерал-майор

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее