Открытый разговор церкви с военнослужащими

В Мурманске в 12-й раз состоялась традиционная конференция отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и ВМФ Мурманской и Мончегорской епархии

На конференции, организованной отделом по взаимодействию с ВС и ВМФ Мурманской и Мончегорской епархии, собрались священнослужители и военнослужащие нашего региона. Тема конференции в этом году «Святой Равноапостольный князь Владимир и развитие русской православной цивилизации. Традиции и новации в Вооружённых Силах Кольского Заполярья, вопросы духовности воинов».

На военной конференции епархии, с годами ставшей доброй традицией, священнослужители и представители армии и флота открыто обсуждают вопросы взаимодействия и сотрудничества. Нынешняя конференция открылась Божественной Литургией в морском храме «Спас-на-Водах», которую отслужил митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.

В этот раз участниками конференции стали митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, епископ Североморский и Умбский Митрофан, заместитель командующего Северного Флота по воспитательной работе контр-адмирал А.Н. Минаков, председатель синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями протоиерей Сергий Привалов и его помощник Лукичёв Б.М., научный сотрудник Мурманского государственного архива, поэт и журналист Д.А. Ермолаев, представители армии и Северного Флота, и священнослужители Мурманской митрополии.

Открывая практическую часть конференции, Владыка Симон обратился к участникам с приветственным словом: «В теме нашей конференции ключевой вопрос – вопрос о духовности наших воинов. Многие возмущаются: как можно сопоставлять военную службу и церковную жизнь? А ведь церковный человек и духовный человек – эти понятия не всегда совпадают. Не всегда бывает духовным даже церковный человек. Жизнь сегодня складывается так, что военный человек должен быть прежде всего духовным. А индикатором духовности военнослужащего является сила духа. Сильный духом человек всегда заметен, выделяется среди других, таких людей обычно направляют на ответственное служение. Не знание молитв, а именно сила духа – особый критерий духовности военного. От военного человека требуется полагать душу, жизнь свою за други своя, за других людей, за Родину. Сегодня особенно востребовано это качество. Но, в то же время, оно и теряется сейчас, уходит. И это обусловлено самой жизнью нашей, навязывается извне разложением общества, информационной войной, клеветой…

Еще в теме конференции есть новации, техника в армии. И здесь противоречия с духовностью нет. Чтобы осваивать новации и современную технику, нужен суперинтеллектуальный человек, а значит, имеющий силу духа овладеть такими знаниями и умениями. У нас на Севере многие не выдерживают даже суровых климатических условий, лишений службы. И это касается не только военных, но и духовенства. На Севере не каждый может служить. Слабому духом и новое вооружение, новая техника «не по зубам», не под силу.

А что касается священнослужителей, мне хочется вспомнить притчу Господню о сеятеле. Сеятель должен сеять. Господь сеет, и мы, последователи его, тоже призваны сеять вечное, доброе, прекрасное. Часто мы обращаем внимание только на то, чтобы сеять. И упускается из виду существенная сторона – доброе семя должно полагаться в добрую почву. Если мы добрые семена Веры Христовой будем сеять на битую дорогу, на каменистую почву, в терние, то и урожай будет слабым, если вообще будет. И сейчас, к сожалению, есть такая тенденция: только сеять, словами красиво говорить. Но если почвы нет, пустыми оказываются наши слова.

Говоря о традициях российской армии, о становлении русского воинства с древних времен, хочется, чтобы красной линией проходила идея силы духа русского воина, русского человека».

С докладом на конференции выступил руководитель епархиального отдела по взаимодействию с ВС и ВМФ, настоятель морского храма «Спас-на-Водах» протоиерей Андрей Амелин: «Вчера мы праздновали День народного единства. Это не новый, а хорошо забытый праздник. Празднование его было установлено в 1649 году, при царе Алексее Михайловиче, в память об освобождении Москвы и Святой Руси от польско-литовского ига и одоления смуты, это День Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник к нам вернулся. А праздник Рождества Богородицы сейчас День воинской славы. Он празднуется в память святого благоверного князя Дмитрия Донского, одолевшего полчища Мамая по благословению преподобного Сергия Радонежского. Отрадно, что православные праздники и связанные с ними великие имена возвращаются в нашу жизнь. И Пасха и Рождество у нас уже вполне государственные праздники.

А началось всё с князя Владимира: как Господь коснулся его сердца, что он из грубого язычника стал святым равноапостольным. Конечно, князь Владимир стал христианином не сразу, да и Русь не сразу крестилась – на самом деле, было три Крещения Руси. Но, приняв Христа, князь отказался от язычества сразу и категорически. Впервые в Европе была им отменена смертная казнь. Народ называл Владимира «Красное Солнышко». Он вошел в сознание народа как человек, изменивший свой духовный мир, своё сердце. Как Апостол Павел из гонителя христиан стал Апостолом, так и князь Владимир из язычника стал равноапостольным для Руси. А Крещение Руси не было насильственным, как сейчас часто пытаются преподнести разные либералы. Общество тогда было патриархальным, и пример старшего был примером для всех. Князь крестился, за ним пошла вся дружина, а потом и весь народ. Авторитет князя был велик, он был отцом для дружины и для всего народа. Так и сейчас, в современной армии: если командир будет стремиться стать отцом для своих подчинённых, а военный священник – духовным отцом, мы получим непобедимую армию и флот.

Князь Владимир сделал свой выбор. В одной из песен свердловской рок-группы «Чайф» есть такие замечательные строки: «Хочется раздеться и в небо окунуться». Я просто не знаю лучшей формулы Крещения. Когда-то эта тоска по небу коснулась души князя Владимира. Мне бы хотелось, чтобы тоска по человечности, тоска по чистоте, тоска о том, чтобы стать на ступеньку выше самого себя сегодняшнего, посещала как можно больше людей и наших воинов. Задача церкви – помочь пробуждению этой очеловечивающей грусти, тоски, которая потом разрешает себя в радости обретения Бога».

Заместитель командующего Северного Флота по воспитательной работе контр-адмирал А.Н. Минаков зачитал участникам обращение командующего Северного Флота адмирала В.И. Королёва: «От имени Военного Совета Северного Флота, воинов-североморцев и себя лично приветствую устроителей и участников конференции, и желаю успеха в её проведении. Данное мероприятие способствует дальнейшему укреплению и развитию взаимодействия между Русской Православной Церковью и организацией военного управления всех силовых структур, осуществляющих свою деятельность на территории Кольского Заполярья. Наше многолетнее тесное сотрудничество вносит неоценимый вклад в укрепление духовности военных моряков, возрождает у людей веру в добро, справедливость, учит ценить жизнь и уважать заветы наших великих предков. Деятельное участие священнослужителей Мурманской митрополии благородно воздействует на души североморцев, способствует пробуждению в них всего самого лучшего и доброго, подвигает воинов на ратный подвиг во имя нашего великого Отечества. Выражаю свою искреннюю признательность правящим архиереям Мурманской митрополии за организацию этого важного для церкви и флота события. От всей души желаю всем участникам крепкого флотского здоровья, благополучия, дальнейшей плодотворной деятельности на благо Русской Православной Церкви и российского воинства. Всего вам самого доброго!».

В своем докладе заместитель командующего коснулся вопросов морально-психологического состояния воинов-моряков Северного Флота и востребованности их духовного окормления: «Духовное воспитание наших воинов – это развитие их духовности и патриотизма, укрепление нравственных качеств, улучшение морально-психологического состояния воинских коллективов. И, в конечном итоге, это повышение боевой готовности Северного Флота. От морально-психологического состояния воина зависит его способность и готовность переносить тяготы войны, активно вести боевые действия в любых условиях и обстановке, добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы, а если потребуется, и жизнь. В связи с сегодняшней сложившейся в мире обстановкой актуальность этой темы многократно возрастает. На сегодняшний день морально-психологическое состояние личного состава СФ стабильно, управляемо, и позволяет решать поставленные перед флотом задачи».

Епископ Североморский и Умбский Митрофан в своем выступлении подробно остановился на организации практической работы военного священника. Сейчас активно обсуждается регламент – расписание действий военного священника в течение, например, года. По словам Владыки Митрофана, основные положения регламента еще не определены, и сам регламент нужно еще «обкатывать». Согласно Положению Министерства обороны от 2010 года, должность военного священника называется «помощник командира по работе с верующими военнослужащими». Епископ Митрофан сказал так: «Верующий – такая категория, которую трудно оценить. Задача священника – не оценить, верующий или неверующий. Наша задача – дать шанс, посеять зерно-слово Божие. И для этого мы должны найти возможности. И должны чтить принцип добровольности. Военный священник – помощник командира – должен опираться на добрый личный пример командира, командования, всех лидеров коллектива. По-другому невозможно. А пока получается, что сержант ведет служащих по команде в храм, а командиры не участвуют, и часто понятия не имеют о храме. К сожалению, молодые лейтенанты приходят на службу неподготовленными в религиозном вопросе, а на службе им не до этого. Поэтому часто все заканчивается командой «Шагом марш в храм». Так не получится. Мы должны рассчитывать на всемерную помощь и добрый пример командира, а он не может, он просто сам ничего не знает. Отторжения и неприятия уже нет. Ведь каждый профессиональный военный задумывается, что, может, и в его жизни наступит момент, когда надо будет выполнить то, ради чего он надел погоны – отдать жизнь свою за други своя. Поэтому отторжения нет. Единственная угроза реальная – неоязычество, и церковь недаром серьезно озаботилась этой проблемой».

Затронул в своем выступлении Владыка Митрофан и вопрос «рабочего места» военного священника: «Выдали кабинеты, но мы их все уже закрыли. Священник, работающий в кабинете, — некий симбиоз политработника и особиста. Нужно помещение для религиозных потребностей, а не кабинет для шушукания по углам. Помещение, где у икон и креста идет духовная беседа и подготовка к причастию. Речь идёт о домовой церкви или отдельно стоящем здании. Пока у нас есть только в Ара-губе отдельно стоящая церковь Николая Чудотворца. И строится сейчас храм при штабе Кольской флотилии. И это всё. Если не хватает средств на отдельно стоящий храм, должна существовать домовая церковь в казарме — это рабочее место помощника командира. И командиры должны в этом помочь».

Председатель синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Сергий Привалов говорил в своём выступлении о духовном наследии святого равноапостольного князя Владимира и служении военного духовенства на современном этапе развития Вооружённых Сил.

Помощник Председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Б.М. Лукичёв рассказал о работе синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в деле возрождения института военного духовенства.

Также на конференции выступили: командир в/ч 62834 полковник Бушля С.В., руководитель отдела Североморской и Умбской епархии по взаимодействию с Вооружёнными Силами протоиерей Сергий Мищенко, заместитель командира в/ч 36226 подполковник Разводовский А.Л., настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского пос. Алакуртти иерей Валентин Маснев, научный сотрудник Мурманского государственного архива Д.А. Ермолаев.

В заключение вниманию участников и гостей был представлен фильм, демонстрирующий архитектурный облик Мурманского Спасо-Преображенского морского кафедрального собора.

Мы — сотрудники благотворительного фонда — в этом году присутствовали на конференции уже в четвертый раз. Хочется отметить отличную организацию конференции и интересные доклады участников. Чувствуется неравнодушие и живая заинтересованность как выступающих, так и гостей конференции. На наших глазах возрождается институт военных священников, год от года становятся ближе друг к другу русская церковь и русское воинство. В декабре 20 лет исполнится Мурманской и Мончегорской епархии. Труды и молитвы Владыки Симона, митрополита Мурманского и Мончегорского, принесли добрые плоды. Открытое общение, возможность свободно обсудить любые проблемы и вопросы, растущее взаимопонимание между церковью, армией и флотом – безусловно, один из таких плодов.

Источник

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее