Небесные дороги майора Светлова

В авиации случайных людей не бывает, это аксиома. Как правило, небо «захватывает» человека ещё в детстве и неудержимо манит к себе, притягивая, словно гигантский магнит, своей безбрежностью и красотой, упоительным и ни с чем несравнимым чувством полёта. Даже если путь в авиацию получается извилистым и тернистым, человек, отмеченный небом, рано или поздно придёт к нему.

Именно так случилось в жизни начальника парашютно-десантной службы ростовского авиационного полка внутренних войск майора Сергея Светлова.

Со второй попытки

Еще мальчишкой он собирал модели самолётов, которые привозили ему родители из частых командировок в столицу. В то время миниатюрные копии летательных аппаратов были большой редкостью, поэтому для юного Серёжи его коллекция была предметом особой гордости. Уже тогда он верил, что когда-нибудь его руки коснуться настоящих крылатых машин.

Окончив школу и техникум, Сергей поступил в Аткарский учебный авиационный центр ДОСААФ, где готовили пилотов вертолётов Ми-2 для гражданской авиации. Казалось, что до осуществления мечты рукой подать: он уже самостоятельно поднимал в воздух винтокрылую машину, задумывался, в каком регионе можно найти работу по специальности, где ему будет интереснее летать – над южными горами или над
восточной тайгой?..

Но судьба распорядилась иначе. Грянули «лихие девяностые» и профессия вертолётчика стала маловостребованной: новых машин нет, старые сыпались на глазах, доживая свой век, топлива – кот наплакал.

– Обидно было, – вздыхает Сергей Петрович, вспоминая то смутное время. – Мечтал служить Родине, летать в небе. А пришлось учиться выживать на земле.

Вернувшись в родной Ростов, начал зарабатывать на жизнь тем, что, помимо полётов, умел делать лучше всего – ремонтировать автомашины. С техникой он дружил с малых лет, поэтому новое дело быстро пошло на лад. Благодаря завидному трудолюбию и целеустремленности, Сергей через несколько лет открыл собственное малое предприятие по обслуживанию автомобилей.

Бизнес приносил стабильный доход, Светлов, что называется, крепко стоял на ногах. Но каждый раз, заслышав гул пролетающего самолёта или стрекотание вертушки, он запрокидывал голову, с тоской всматриваясь в небо. И проглатывал подкатывающий к горлу ком, пряча как можно дальше, в самые потаённые уголки души, обиду на самого себя, потому как считал, что изменил мечте, изменил самому себе…

Долго так продолжаться не могло. И однажды, решив в очередной раз круто поменять жизнь, молодой и успешный предприниматель поступил на факультет эксплуатации летательных аппаратов и двигателей Московского университета гражданской авиации. Это стало первым шагом на пути его возвращения в небо.

Второй тоже не заставил себя ждать. Прошло немного времени, и в квартире Сергея Петровича неожиданно раздался телефонный звонок. Звонили из военкомата, интересовались: в стране начала действовать федеральная программа переподготовки пилотов вертолётов, и не желает ли офицер запаса Светлов…

– Я прокричал, что согласен, даже не дав говорившему со мной человеку закончить фразу! – с улыбкой вспоминает Сергей Петрович. – И уже через месяц отправился в Торжок, чтобы там начать осваивать знаменитый Ми-26. Так, спустя почти пятнадцать лет, произошла моя вторая встреча с небом.

А потом судьба, давшая Сергею вторую попытку для осуществления мечты, привела его и в ростовский авиаполк…

От парашютов к парашютам

Предложение стать военным лётчиком высказали Светлову товарищи-парашютисты, вместе с которыми он, ещё преуспевающим бизнесменом, занимался в ростовском аэроклубе: пилоты местного авиаполка внутренних войск как раз проходили там сборы.

– Я тогда настолько был увлечён прыжками, что буквально болел высотой и ни о чём другом не думал, – рассказывает Сергей Петрович. – А тут ребята на полном серьёзе предлагают идти к ним служить.
То есть летать, прыгать, да ещё и деньги за это получать! Конечно, я согласился, не задумываясь. Не поверите, даже не спросил, сколько получать буду. Вопрос о размере зарплаты меня совсем не волновал, лишь бы быть в небе. До этого я поднимался в него как энтузиаст-любитель, теперь же появилась возможность сделать увлечение профессией.

Морозным январским утром 2007 года Сергей Светлов занял место правого лётчика в кабине самого большого и грузоподъёмного в мире транспортного вертолёта Ми-26. Для него начались служебные будни: плановые полеты, командировки, прыжки с парашютом…

– Служить я начал с удовольствием, аэродром стал для меня буквально вторым домом. А когда я приобрёл и «первый дом» – благодаря программе военной ипотеки купил собственную квартиру – счастью моему не было предела! – улыбается офицер. – А спустя ещё какое-то время мне предложили должность начальника парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы. Я согласился и, после нескольких лет любительских занятий парашютным спортом, стал профессионально заниматься этим делом.

Если говорить о спортивных прыжках с парашютом, то они дают массу ярких и острых ощущений, но требуют от человека предельной собранности и концентрации внимания. Одной лишь смелости здесь мало. Успех каждого прыжка, особенно группового, закладывается на земле. Он складывается из основательной теоретической подготовки, скрупулёзных расчетов, длительных тренировок на земле. И только потом спортсмены поднимаются в небо, чтобы вначале пошагово, а затем в комплексе отработать все элементы сложного прыжка.

У нас в части много энтузиастов парашютного спорта. В региональном командовании есть и коллектив профессиональных спортсменов-парашютистов. С ними в ближайшее время мы планируем пропагандировать и развивать в войсках самую сложную разновидность парашютизма – купольную акробатику.

Второе не менее важное направление служебной деятельности майора Светлова, которым он занимается не менее профессионально и целенаправленно – обучение лётчиков навыкам выживания на незнакомой и труднодоступной местности. Уметь правильно воспользоваться парашютом, чтобы покинуть терпящее бедствие воздушное судно это, как говориться, ещё половина дела. А вот выжить после приземления, продержаться, используя лишь подручные средства, в глухой тайге или неприступных горах несколько суток, пока тебя не найдут поисково-спасательные экипажи, это задача куда как сложнее. Решать её и учить сослуживцев Сергей Петрович Светлов.

И товарищи по службе, и командиры отзываются о нём как о профессионале с большой буквы, обладающим нестандартным мышлением, завидной способностью постоянно пополнять свои знания и творчески применять их на практике. А это, согласитесь, дорого стоит.

На вопрос о дальнейших жизненных планах офицер отвечает не задумываясь:

– Служить, пока здоровья хватит. Путь к крыльям у меня был долгим и непростым. Поэтому теперь хочется как можно дольше заниматься любимым делом, оставаться полезным и нужным Родине и авиации. Видно, небо не только притягивает к себе помеченных им людей. Оно ещё и не отпускает их от себя…

Игорь СОФРОНОВ,
Олеся ЧИПАК
Фото из домашних альбомов С.П.СВЕТЛОВА

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее