Настоящий пограничник стоит на страже своей души

Вопрос духовного окормления личного состава Пограничных войск ФСБ России стоит сегодня очень остро. В отличие от Вооруженных сил, в погранвойсках нет штатного военного духовенства – пограничные заставы разбросаны вдоль всей, весьма протяженной границы Российской Федерации и закрепить за каждой из них священника довольно сложно. Об организации пастырского душепопечения пограничников мы беседуем с иереем Владимиром Соколовым, заведующим сектором пограничной службы ФСБ России Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

– Погранвойска обладают своей спецификой, в частности удаленным расположением погранзастав от населенных пунктов. Отец Владимир, расскажите, как это влияет на процесс окормления частей и соединений священослужителями?

– Пограничные войска – это мобильные и небольшие части, поэтому здесь нет своих штатных священников. Храмы есть, но в них служат священники того района, в котором расположена застава. Сейчас заставы называются службами. При этом службы раскиданы, удалены друг от друга – и поэтому не везде имеются храмы. Вы представляете, что такое граница, сколько обязанностей у пограничника? Во-первых, граница охраняется, во-вторых, осуществляется постоянный контроль за пересекающими границу. Это объемная и сложная работа.

– В каком режиме происходит процесс окормления?

– Во-первых, внештатные священники проводят различного рода службы и требы непосредственно на местах. При этом литургии служатся не только в храмах, но и в полевых условиях. Даже разработано специальное пособие в помощь тем, кто должен служить литургии в таких условиях. Сейчас в целях окормления широко используется Интернет, куда выкладываются тематические лекции, определенные материалы, создаются электронные библиотеки. Есть в войсках и помощники командира по воспитательной работе, они и отвечают за всю работу на местах.

– Как вы считаете, отношение военнослужащих к религии на сегодняшний день изменилось?

– Несомненно. У военнослужащих возник большой интерес к религии, потому что они видят ее реальную связь со своей жизнью. Мир сильно изменился, причем незаметно. Несколько лет назад нельзя было представить, чтобы он оказался таким, каким его видят сегодня. Даже в политике просматривается религиозная линия. В науке произошли колоссальные сдвиги, причем, именно ближе к религиозной картине мира. К примеру, ирландский физик Джон Белл разработал специальные ряды, с помощью которых можно понять, имеется ли явление до его исследования, или оно появляется в процессе исследования. Задуманное исследование предполагает некую картину микромира. Оказалось, что эта картина появляется именно тогда, когда задумывается как предполагаемая. А это означает, что мысль материализуется. Такого рода открытие меняет всю парадигму научного мышления – оказывается, материя вторична по отношению к слову, к информации, а это практически религиозный постулат о первичности слова. Открытие нашего ученого Нажипа Валитова о том, что информация распространяется мгновенно по всей бесконечной вселенной – также значительно изменило парадигму научного мышления. Открытия наших генетиков о консервативности генетического механизма, который удерживает видовые признаки, нанесли серьезный удар по эволюционной теории. Все это позволяет сегодня говорить с традиционными позитивистами на совершенно другом уровне. Отклик аудитории на размышления такого рода удивительный. Я много раз проводил встречи, лекции и видел неподдельный интерес в глазах военнослужащих.

– Каким видят военнослужащие пастыря? Чего они ждут в первую очередь от священника?

– Они ждут реальной помощи, ищут мудрого отношения к жизни. Сегодня проснулся интерес к религиозной жизни, потому что религиозная картина точнее описывает жизнь. Информации очень много, и чтобы в ней не заблудиться, нужен проводник. Как раз священник и может быть таким проводником. Во-вторых, он может научить людей технике духовной безопасности. Открылся новый мир, люди бросились туда, не понимая, что в этом мире есть свои опасности. Если ребенка выпустить на дорогу с сильным движением, не объяснив правила поведения на дороге, его обязательно собьет машина. Так и здесь, священник может помочь военнослужащим, причем служение священника имеет еще и практическую сторону в военном деле.

Был такой случай. В спецподразделении проходили спецподготовку экстрасенсы, способные читать закрытую секретную информацию. На экзамене они должны были раскрыть содержание секретных документов, находящихся в несгораемом шкафу, например в 4 ряду в 3 папке. Экстрасенс настраивался и полностью излагал содержание этого документа. Когда эксперимент успешно закончился, то все вдруг поняли, что теперь практически нет секретных документов, ибо такие специалисты наверняка есть и у потенциального противника. Полковник, проводивший этот эксперимент, посоветовался по этому поводу с духовником, который предложил прочитать псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго» и покропить шкаф святой водой. После этого подобное задание стало невозможно выполнить – те, кому его поручали, всякий раз отвечали одинаково: «доступа к документу нет». Таким же образом можно охранять и границу, где молитвенная помощь священника и верующих людей также может оказаться бесценной.

– Как священник может способствовать нравственному совершенствованию военнослужащих, искоренению суицидов?

– Почему люди кончают жизнь самоубийством? Они не находят смысла в жизни, их ценности и смыслы ограниченны материальным миром, и когда они не добиваются чего-то в этих масштабах, то невольно у них возникает замысел покончить жизнь самоубийством. Священник расширяет масштабы восприятия, открывает более высокие ценности, объясняет, что смысл жизни не только в материальной жизни, не только в коротком отрезке жизни, но в Вечной Жизни, а вхождение в Вечную Жизнь совершается по лестнице добродетелей. Тогда у человека пропадает желание самоубийства, ему становится понятно – он неправильно смотрел на жизнь. При этом перед человеком встает иная задача – возрастать для этого нового мира в любви и мудрости, ибо это делает его наследником этих вечных благ.

– Насколько сегодня сильна проблема неуставных отношений?

– Она всегда была и, конечно, есть и сегодня. Вопрос в том, как она преодолевается. Пограничные войска в этом смысле находятся в лучшем положении, так как в таких маленьких сообществах, как пограничная застава, где все на виду, люди живут по-другому. Конечно, и здесь возникают конфликты, но они возникают гораздо реже, чем в других войсках, потому что здесь приходится вести себя более благонамеренно – затяжной конфликт создает и препятствия для несения сложной практически боевой службы. В боевой обстановке конфликт может стать причиной смерти или ранения. Старослужащие действительно опытнее – они знают как выживать в такой обстановке. И привилегии являются наградой за эту опытность. Я думаю, нужно эту опытность, авторитет, знания направить на заботу о младших служащих, а не на конфликт с ними. А младшим с уважением относится к старшим, понимая, что они проявляют заботу о них. Как раз священник и может создать такую ситуацию – тогда и приобретенный опыт, знания, авторитет могут быть использованы по назначению. Молодые будут уважительно относиться к старикам, старики будут заботиться о молодых.

– При этом священнику нужно иметь колоссальный талант и авторитет среди старослужащих?

– Опять же, если правильно нарисовать картину мира, то человек сам будет заботиться о том, чтобы так сделать. Что является движущей энергией и причиной таких неуставных отношений? Страсти. Страсти – это извращенные добродетели. Как нужно бороться со страстями? Нужно превращать их в добродетели, поэтому страстные отношения старослужащих и «молодых» нужно преобразовывать в подлинную заботу. Если не ставить этой задачи, то ее никогда и не решить. Нужно говорить об этом идеале, учить этому идеалу. Воспитательная работа обязательно даст свои плоды.

– Как правильно организовать пастырское служение в войсках?

– Центром должно быть, конечно, богослужение. При этом воспитательную работу нужно проводить именно в литургическом контексте. Литургия состоит из двух частей – литургии оглашенных и литургии верных. На Литургии оглашенных мы слышим чтение Апостола, Евангелия, проповедь – эта часть литургии насыщена словом, она является подготовкой к литургии верных, за которой и происходит причащение Тела и Крови Христовых. Мы должны также строить свою работу, по высшему выражению духа, как на литургии. На первом этапе нужна подготовительная проповедническая работа. Если ее пропустить, то восприятие всего, что связано с религией будет неверным, скорее, магическим. Пастырская работа заключается в постоянном окормлении, наставлении, она может быть в виде беседы, лекций, экскурсий или паломнических поездок, в которых пастырь принимает участие и научает видеть мир иначе. Его задача состоит в том, чтобы передать это видение, мировоззрение.

– Насколько остро стоит в пограничных частях и соединениях вопрос о взаимопонимании и взаимодействии между командованием и священнослужителем?

– Бывают какие-то разногласия, потому что от командира зависит работа священника. Но опять же, сознание командира под влиянием священнослужителя также может резко измениться. Когда я окормлял летчиков показательного полка, то при первой встрече командир был настроен очень негативно по отношению ко мне как к священнику. Его с трудом уговорили, чтобы я что-то рассказал и послужил молебен и панихиду. Он согласился, скорее, из вежливости, но когда я отслужил панихиду по погибшим летчикам, он попросил меня почаще приезжать и служить у них в полку. Потом бывший политрук выступил против меня достаточно агрессивно при всем полку. Я как-то успешно все это парировал, задавал ему вопросы, на которые он не мог ответить, его ярость переросла в ругань, но его агрессивное и неадекватное поведение было явным проигрышем в нашем диалоге. После этой истории ко мне выстроилась очередь людей, которые хотели поговорить, я завоевал авторитет, потому что был спокоен и убедителен. Агрессия такого рода дает возможность мобилизоваться и выстоять с Божией помощью. Там, где священник говорит духом, там он победит. При этом он должен молиться о своих подопечных.

– Сегодня страна переживает непростые времена, а вместе с ней и пограничная служба?

– Посмотрите, что делается с пограничной службой, когда границы страны постоянно меняются. Недавно распался Советский Союз, теперь в состав России вошел Крым, границы снова поменялись. При этом субъекты, которые ранее отошли от России, снова просятся к нам. У ФСБ колоссальные задачи, причем мобильного плана. Там, где жизнь меняется, соответственно, меняются и задачи, но задачи должны проистекать прежде всего из дальней стратегии, а ФСБ и пограничная служба, можно сказать, на этой самой границе, где тактические задачи должны быть определены как можно более дальней стратегией. При этом религия и выдвигает самые дальние стратегические задачи жизни, ибо что же может быть более дальним, чем Вечность? Поэтому, я думаю, что главная граница, определяемая самой дальней стратегией, проходит по сердцу человеческому. Чтобы научить людей стоять на границе в жизненных интересах государства, надо научить их стоять на страже своей души, тогда они будут отличными пограничниками.

– Отец Владимир, в этот праздничный день хочется сердечно поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать Вам помощи Божией в трудах на пользу Отечества, сил и терпения.

Беседовала Анастасия ЯКОВЛЕВА

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее