«Летчики воспитываются небом…»

По мнению священника, профессия летчика как никакая другая открывает красоту Божьего мира

Взаимодействие Военно-воздушных сил и Русской Православной Церкви в настоящее время динамично развивается. О роли священника в воинском коллективе, введении военного духовенства с нашим корреспондентом беседует заведующий сектором ВВС Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Константин Татаринцев.

— Отец Константин, как бы Вы могли охарактеризовать духовно-нравственный климат, сложившийся на сегодняшний день в ВВС России? Ведь еще недавно все военнослужащие, и авиаторы в том числе, воспитывались на принципах материализма. Есть у них интерес к духовному, готовность верить в Бога?

— Летчики воспитываются самим небом. У них условия особые. Наивысший риск, наибольшая сложность, наивысочайшая цена ошибки, и отсюда — сугубая предрасположенность к духовной жизни. Это раз. Во-вторых, профессия летчика как никакая, может быть, другая, показывает красоту Божьего мира. Когда в дождливый, сумрачный, слякотный осенний день поднимаешься над облаками — и открывается безбрежный океан яркоголубого, переходящего в фиолетовый цвет, неба. Эта красота захватывает, ее чувствует любой летчик, в какую эпоху он ни воспитывался бы. Сейчас много летчиков, которые воспитывались без всякого атеизма. Их сердца открыты духовно-нравственным ценностям.

— Осознается ли роль духовных факторов в авиации?

— Да, и подтверждение этому — мое знакомство с начальником Института авиакосмической медицины, академиком Владимиром Александровичем Пономаренко. Он — автор многих книг и статей, в которых показывает, насколько важна духовная составляющая в экстремальных ситуациях. У него масса материалов видео-и аудиосьемок, которые свидетельствуют, например, как в процессе полета меняется лицо летчика. Оно светлеет, становится буквально ангелоподобным! Во время летных испытаний случаются многие критические ситуации, естественные или созданные искусственно. Они не оставляют времени на обдумывание. И, тем не менее, правильные решения принимаются буквально за доли секунды! Как это объяснить?

-То-есть, проблема безопасности полетов не сводится только к изношенности техники, выработке ресурса, и так далее?

— Нет, конечно. Там, где имеет место деятельность человека внутри сложной технической системы, непременно возникают духовные вопросы, и достаточно серьезные. Эти вопросы изучаются большими научными коллективами. Академик В.А.Пономаренко, о котором я рассказывал, сам руководит созданием фильма о духовной составляющей деятельности летчика. Если благословит Святейший Патриарх, я тоже приму участие в этой работе.

— Насколько духовность связана с безопасностью полетов? Вроде бы, это какой-то неуловимый фактор…

— Связь, и очень тесная, здесь есть. Духовность, прежде всего, связана с ответственностью. Не только в рамках НПП — Наставления по производству полетов, но ответственностью перед Богом. Люди нравственные, которые заботятся, печалятся о своем внутреннем состоянии, в полете гораздо более ответственно ведут себя. Катастрофы по причине «человеческого фактора» бывают вызваны, как правило, бравадой, лихачеством, легкомыслием, гордыней. Чтобы снизить вероятность роковых случайностей, летчик должен постоянно вести работу над собой.

— Сегодня в Российских Вооруженных силах, в том числе и в ВВС вводится военное духовенство. Что, на Ваш взгляд, нужно для успеха этого начинания?

— Прежде всего, чтобы священник выполнял те функции, которые присущи только ему, не заменял воспитателя или психолога. Он — печальник, пастырь, молитвенник, носитель нравственного идеала. Его задачи — возрождать жизнь в традициях нашей Церкви, ответственное служение нашей земле, постоянную жертвенность. Чтобы благословлять человека отдать самое дорогое, что у него есть — жизнь, надо обладать очень глубокими основаниями. Надо самому иметь нравственные идеалы и учить других, без ханжества, без лицемерия, учить, в первую очередь, собственным примером. Священник должен иметь жертвенное сердце, обладать большим внутренним достоинством и независимостью.

Собственно, работа в войсках уже ведется, набирает обороты. Но нужно глубоко изучить статусные вопросы, связанные с подчиненностью священника, его участием в жизни воинского коллектива.

В рядах ВВС сейчас трудятся около 80 священников, столько сейчас и нужно, другой вопрос — что они занимаются этим на энтузиазме, в свободное время. Эти проблемы нуждаются в решении. И мы верим, что Господь изберет достойных пастырей, даст им возможность достойно служить на ниве окормления Вооруженных сил.

Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА
Полный текст интервью с прот. Константином опубликован в рубрике Синодального отдела «Церковь и армия» в газете «Красная Звезда» (сентябрь 2009 г.)

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее