Как помочь призывникам

Духовно-нравственные основы воинского служения Отечеству и проблемы подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам и духовным ценностям. Современный этап развития государственно-церковных отношений открывает большие возможности для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству.

В настоящее время активно развивается сотрудничество Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Отношения между Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью продолжают развиваться по пути расширения и углубления сотрудничества в областях патриотического и нравственного воспитания личного состава, пастырского окормления, просвещения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, реализации их религиозных потребностей, восстановления разрушенных и строительства новых православных храмов и часовен. При этом отношения строятся на принципах соответствия законам Российской Федерации, соблюдения прав военнослужащих на свободу совести, приоритета интересов боевой готовности Вооруженных Сил, уважения традиций Русской Православной Церкви.

Необходимость переориентации воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на традиционные для русского воинства основы, которые создавались под действием духовного богатства Православия, становится все более очевидной.

Сложность и неоднозначность духовных процессов в обществе, их влияние на деятельность Вооруженных Сил диктует необходимость осмысления этих процессов. В первую очередь это касается формирования духовного облика военнослужащих и молодежи призывного возраста, их нравственной готовности к защите Отечества, а также введения института военного духовенства на штатной основе.

С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой.

Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних.

В Православном Катехизисе митрополита Антония (Храповицкого) ясно изложено воззрение на войну как на «великое зло», участие в котором, однако, обязательно ради уклонения от еще большего зла.

Осуждая войну из-за самолюбия и гордости, из-за мирских выгод и приобретений, земных целей и корыстолюбия, Церковь молится за воюющих, когда они вступают в брань невольно, повинуясь необходимости, защищая или целость и святость Христовой веры, т.е. собственное духовное свое бытие, или свободу совести и истинные права человечества от угнетения грубым насилием.

До тех пор пока не водворятся на земле правда и истина будут необходимы вооруженные защитники Церкви и Отечества. Звание воина, по самому существу своему, весьма близко к самой высокой степени христианского совершенства.

Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности, можно считать необходимым условием формирования гражданина своего Отечества — России.

Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.

Роль священнослужителя в духовной жизни военнослужащих и молодежи призывного возраста — это роль пастыря, который всегда должен помнить о духовной составляющей этого делания. Пастырь идет впереди своего стада, чтобы первым встретить опасность. Пастырство — не ремесло, не техника, не руководство, не властвование, а именно ласковое, жертвенное служение.

Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, само­сознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.
Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.

Видится необходимым формирование единой системы духовно-нравственного просвещения военнослужащих и призывной молодежи основам вероучения, и в первую очередь Русской Православной Церкви, как носительницы традиций культурообразующей нации на территории постсоветского пространства.

Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий.

В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и
участия в религиозных обрядах.

В настоящее время примерно 2 тыс. священников добровольно окормляют соединения и воинские части, вводится штатное военное духовенство.
Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении их культурного кругозора.
Проблемы подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

1. Общая деградация системы патриотического воспитания молодежи, отсутствие сформированной системы ценностей, пропагандируемой государством. Размытость понятий и целеустановок в жизненном ориентировании молодежи (общество потребления, индивидуализма и эгоцентричности).

2. Замена традиционных ценностей псевдокультурными приоритетами (навязывание идей уводящих человеческую душу от Бога, семьи, любви в ее высшем смысле и проявлениях – верности, терпимости, готовности к самопожертвованию).

3. Страх перед службой и формирование образа служения в армии, как потерянного времени и угрозы для физического здоровья и жизни.

4. Формирование устойчивого мнения среди молодежи, что избежать службы в армии – праведное желание.

5. Отсутствие негативного мнения в обществе о лицах, не служивших в рядах Вооруженных сил. Имущественное разделение призывников, (состоятельным удается избежать службы в Вооруженных силах).

6. Проблемы конфликтных ситуаций в армейской среде за счет призыва лиц склонных к насаждению насилия, психологического давления на сослуживцев (члены неформальных сообществ, национальные диаспоры внутри воинских коллективов).

7. Общее состояние офицерского корпуса, в результате формирования нового облика Армии и Флота приведенного к значительному сокращению и в определенной степени не видящего дальнейшей служебной перспективы, а готовящегося к предстоящему сокращению и увольнению.

8. Объективное ухудшение здоровья призывников и отсутствие системы формирования здорового образа жизни молодежи. Пивной алкоголизм, наркомания и курение.

9. Духовная деградация части молодежи. Мат как язык общения, злость, ненависть, издевательства друг над другом переносятся в армейскую среду. Отчасти свойственно и офицерскому составу.

10. Демографические проблемы призыва, увеличение численности неславянского контингента в Вооруженных силах.

Что делать и как изменить существующее положение.

Жизнь продолжается и на каждую проблемную ситуацию придется искать соответствующее решение.

Общее оздоровление ситуации в стране, борьба с наркоманией, алкоголизмом и курением приведет к изменению качества призывной молодежи. Здоровый образ жизни – как приоритет государства и семьи. Здоровое питание, контроль за качеством продуктов улучшит и здоровье молодежи.

Координация деятельности всех заинтересованных общественных организаций по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. («Вода камень точит» — если на всех уровнях в меру сил и возможностей нести разумное, доброе, вечное, то большая часть здоровой нравственно молодежи сможет с честью выполнять задачи в Армии и на Флоте).

Поставить жесткий заслон на всех уровнях отбора и призыва лицам склонным к суициду, насилию по отношению к сослуживцам.

Работа с офицерами-воспитателями и командным составом по формированию здорового микроклимата в воинских коллективах. Участие военного духовенства, представителей общественности в оздоровлении ситуации в войсках.

Предоставление возможности верующим военнослужащим участвовать в Богослужениях. Внутреннее духовное изменение православных воинов не позволит им проходить мимо неподобающих действий со стороны сослуживцев и должно изменить ситуацию с дисциплиной и порядком в лучшую сторону.

Осмысленная и серьезная служба в войсках, требующая высокой степени отдачи должна стать залогом правильного отношения к воинской службе.

Протоиерей Сергий ПРИВАЛОВ,
Заведующий канцелярией Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

Материал подготовлен на основе доклада, сделанного автором на Всероссийском семинаре-практикуме «Об опыте совместной работы органов образования, военных комиссариатов, Русской Православной Церкви, ДОСААФ России по подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и защите Отечества» 17 августа 2011 года.

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее