Духовные основы воинской службы

Духовно-нравственная составляющая военного строительства

Духовная традиция и национальные интересы

Начну со статистики. Как сообщил накануне Пасхи Левада-Центр, до 90 процентов граждан России собирались отмечать Пасху. При этом от 74 до 78 процентов граждан России готовились её праздновать, а каждый десятый собирался посетить ночную пасхальную службу, и это в стране, где совсем недавно господствовал государственный атеизм и тысячи людей были уничтожены за веру в Бога.

В 20 веке трижды ломали духовно-нравственные опоры российской государственности и её военной организации: за демократические идеи в феврале и за социалистические в октябре 1917 г, за либерально-демократические свободы и общечеловеческие ценности в августе 1991 г. И всегда, по своей сути, это была война против духовных основ культуры России, против её традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, но, особенно, против православия, как религии большинства, религии русского государство образующего народа. Ломая дух, игнорируя нравственность, проводили чужеродные преобразования.

И сегодня, через 20 лет, после крупнейшей геополитической катастрофы — ликвидации СССР — наше общество пытается осознать своё прошлое, настоящее и понять, что ждёт его в будущем.

Спросим себя, а что каждый из нас имеет в виду, когда произносит слово Россия? Странный вопрос, скажете Вы, конечно же, страну, Родину, Отечество? Тогда второй вопрос, а какую страну Вы отождествляете с понятием Россия: Российскую Федерацию, Советский Союз, Российскую империю, или, может быть, Московское Царство или Россию, как Третий Рим – наследницу Византии? И, наконец, самый главный вопрос: наследницей, какой духовности, истории и культуры мы считаем нашу сегодняшнюю Россию?

Для некоторых, все прошлое России — это 20 лет прошедшие с момента ликвидации Советского Союза и обретения так называемой «реальной независимости» (лично я так и не понял, а хотелось бы понять, чьей независимости и от кого). О какой духовно-нравственной составляющей военного строительства можно говорить в этом случае? Чтобы двигаться вперед в вопросах военного строительства необходимо знать и понимать правопреемниками, какой духовности, истории и культуры мы объективно являемся.

Неоспоримо, что основой культуры России, её государственного и военного строительства всегда была духовность. В России не один век духовные установки общества определялись Евангельской истиной: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея, 16: 26). Лежащее в глубине русской культуры православие, заложило в основу мироощущения и жизнеустройства русских людей разных национальностей потребность заботиться в первую очередь о душе, и лишь затем обращаться к материальным благам в разумном объеме. А все попытки модернизировать Россию, были направлены на изменение её духовных основ и выдвигали в качестве доминанты материальную сторону жизни народа и обустройства государства. Поэтому они и отторгались народами России.

История доказала, что оторванные от духовных корней общечеловеческие ценности не могут быть основой государственного и военного строительства. Такой основой могут быть только интересы народа и государства.

Известно, что в ноябре 1877 года премьер-министр Великобритании Дизраэли писал английской королеве, «падение Плевена, который пока еще не пал, будет большим несчастьем для Британской империи». На второй день после падения Плевны, лорд Э. Дерби передал русскому послу в Лондоне графу П. А. Шувалову меморандум с протестом против захвата проливов Русской армией и предполагаемого вступления в Константинополь.

В августе 1919 года, Ллойд Джордж, говоря в палате общин Великобритании об отношении его правительства к Белому движению, заявил: «… мы полностью поддерживаем антибольшивитские устремления Колчака и Деникина, но и тот, и другой выступают за единую и неделимую Россию, а с этим мы согласиться никак не можем».

Что изменилось с тех пор? Ещё в 80-е гг. З.Бжезинский обнародовал план раздела РСФСР на четыре региона, после того как Советский Союз прекратит своё существование и именно Бжезинский весьма символично обозначил кавказский регион термином «Евразийские Балканы», а Мадлен Олбрайт, ещё в начале 90-х гг. заявляла, что задача НАТО управлять последствиями распада «советской империи».

Великобритания, США и другие ведущие страны жёстко отстаивают свои государственные интересы, ведут жестокую борьбу за доминирующее влияние на планете, её ресурсы и торжество исповедуемых ими идей и принципов жизнеустройства. И нам надо четко понимать для отстаивания, каких интересов, и какой России, мы занимаемся военным строительством. Только это позволит нам правильно определить качественные параметры её военной организации, понять на каких духовно-нравственных традициях ее создавать.

Да! Военное строительство и военная организация государства не являются и не могут быть чем-то неизменным. Реформы нужны. Это аксиома. Но! Неизменными должны быть национальные интересы, и об этом надо, прежде всего, помнить, осуществляя любые изменения в армии и на флоте, и, особенно, в духовно-нравственной сфере. Эффективность необходимых изменений зависит оттого, в какой степени они опираются на законы военной науки и духовные законы вооруженной борьбы и войны. Только это позволит нам правильно определить качественные параметры военной организации России, понять на каких духовно-нравственных традициях её создавать.

Нельзя забывать, что у истории, как говорил Василий Осипович Ключевский, есть своя власть явлений, есть свои законы, которые столь же мало постижимы обычным человеческим разумом и столь же мало подвержены его воздействиям, как и законы природы.

Многие из присутствующих могут на память привести цитаты Наполеона, Бисмарка, Клаузевица, Головина, Ленина, Снесарева, Керсновского и других классиков, утверждающих, что наиболее общим и важным законом войны, является закон зависимости её хода и исхода от соотношения духовно-нравственных и морально-психологических сил противоборствующих сторон. Отечественные классики от глубоко верующего А.В. Суворова и до непримиримого атеиста В.И. Ленина считали, что победа в конечном итоге определяется состоянием духа человека.

Что такое духовность

Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет. Это великая тайна.

Сущность духовности не поддается рациональному осмыслению. И. А. Ильин утверждал, что «духовность не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее».

Эмиль Франкл (1905–1997) писал: «то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… ».

Лауреат Сталинской премии за 1946 года, выдающийся хирург, профессор, доктор медицины, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть «сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания».

Ясно одно — феномен духовности не имеет точного и исчерпывающего определения. Как подчёркивают некоторые учёные, духовность, как и Вера, имеет иррациональный характер и находится на границе, за которой влияние материального мира минимально или совсем отсутствует.

В христианском понимании духовность означает отрицание животной природы в человеке. Согласно Библии, душа человека, в отличие от душ животных сотворена принципиально иным способом. В Книге Бытие говорится: «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Библия. Бытие. 2:7). О чем-то схожем говорит и Коран: «…вдохнул в него от Духа Своего» (Коран, 25:29).

Духовность означает наличие у человека высоких внутренних мотивов, определяющих его поведение и жизнедеятельность.

Высшее проявление духовности – Совесть. Человек, не имеющий совести страшен. Недаром Гитлер, обращаясь к солдатам вермахта, говорил им: «Я освобождаю Вас от совести» и, освобождённые, от человеческой сути, они творили жестокости и насилие, которые не может совершить ни один зверь, ни одно животное, а человек без совести совершает и после этого спокойно ест, пьёт, веселится и устав, крепко спит.

Мораль может быть безнравственной и бездуховной. Всё ли нравственное всегда духовно? Нет! Далеко не любое нравственное качество человека свидетельствует о нравственности и духовности его носителя.

Например, любовь и преданность семье, любовь к животным, отвращение к табаку, алкоголю и наркотикам, любовь к поэзии и классической музыке, хорошие манеры, блестящее знание этикета и т.п. вполне могут сочетаться с человеконенавистнической идеологией фашизма и уничтожением Untermenschen в газовых печах концлагерей.

Все это необходимо глубоко осмыслить, чтобы серьёзно вести речь о духовно — нравственной составляющей военного строительства государства. С этим очень трудно.

Вызовы времени

Не проще и с анализом вызовов времени, которые влияют на духовно-нравственные параметры военного строительства. Это:
транснациональные негосударственные субъекты, в т.ч. финансовые и информационные империи, чьё влияние и ресурсы многократно превышают возможности ряда государств, членов ООН;

неправительственные организации и различные транснациональные сети, в т.ч. незаконные, местоположение штабов и руководителей которых часто невозможно определить, но которые не признают никаких границ и пытаются, для достижения своих целей, изменять сознание целых народов и наций;

общемировая религиозная динамика, которая все заметнее влияет на социально-политические процессы; это многочисленные религиозные, в т.ч. нетрадиционные организации, которые под прикрытием мультикультурности, толерантности и политкорректности стремятся к власти (надо заметить, что Русская Православная Церковь, мусульмане, буддисты и иудеи России последовательно и принципиально занимают другую позицию);

другие субъекты частного сектора, различные «гиперуполномоченные представители» и частные военные кампании.
Можно продолжать, но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: вызовы времени множатся и на них необходимо искать адекватные ответы, а не жить с головой повернутой назад.

К сожалению, наша мысль часто отстает от событий происходящих в мире, в стране, в обществе, и внутри каждого из нас. В ближайшие годы станет реальностью повсеместное распространение квантовых вычислений, что поставит под вопрос существование большинства средств кодирования и может сделать все связные коммуникации прозрачными. Инновации в области технологий разрушения, молекулярное нанопроизводство, биотехнологии, биоимплантанты, микродатчики, и т.п., влекут за собой трудно прогнозируемые изменения в военной сфере. Проблемы военного строительства становятся всё более непредсказуемыми и нелинейными.

Новая реальность

Выше обозначенные процессы, наряду с другими обстоятельствами, ведут коренному изменению характера войн. В свое время генерал-майор, профессор И.С. Даниленко писал, что постепенно основным содержанием войны становится противоборство в духовной, нематериальной сфере, что военная сила всё чаще играет сдерживающую, демонстрационно-устрашающую роль, а цели войны достигаются не вооруженной борьбой, а использованием других форм насилия: дипломатического, информационного, психологического, экономического и иного характера.

Игнат Семенович прав. Сегодня ставиться задача, добиться поставленных целей «совокупностью действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны». Для этого совершенствуются теории информационной и сетевой войны, управляемого хаоса, войны в киберпространстве, Интернет — манипуляций, сетевой мобилизации, Twitter-революций и т.д. Недавно появился термин «консциентальная война» – война на поражение, перепрограммирование сознания и духовно-нравственных качеств человека, его совести и морали.

Терминов и современных определений много, но суть и задачи подобных усилий были определены тысячи лет назад. Известны слова китайского мыслителя Сунь Цзы, сказанные им более 2,5 тысяч лет назад, что «сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучших; лучшее из лучших — покорить войско и страну противника не сражаясь».

Мир интенсивно готовиться к будущеё широкомасштабной войне, ее первый этап — информационная война — уже идет. Информация, финансы и товары, прорывают национальные границы, оккупируют, колонизируют страны и континенты.

Глобальные СМИ, социальные сети и т.д. – превратились в оружие против человечества, которое использует в своих интересах небольшая группа людей, представляющих разные страны.

Под действием глобальной рекламы и глобальных СМИ, с помощью новейших средств и способов воздействия человечество начало переход в новое качественное состояние – виртуальный мир становится равноценен реальному. Уже не важно, было ли событие в реальности, важно, что о нем сообщили глобальные СМИ.

Неважно, что Международная комиссия по расследованию обстоятельств грузино-осетинского конфликта признала Саакашвили агрессором, что Россия, по сути, спасла Южную Осетию. В августе 2008-го года Западные СМИ сделали свое дело быстро и профессионально – и сегодня большинство обывателей во всем мире твердо знают, что агрессор Россия – это она напала на маленькую, беззащитную демократическую Грузию и ее спасло лишь своевременное вмешательство Запада. Попробуйте и этим публично поспорить.

Именно так меняется реальность. Мы все отчетливее видим, что глобальные вызовы времени в большинстве своем рукотворны и направлены на радикальные изменения в области духа и сознания человека, на уничтожение религии, разрушение самоидентичности народов, ликвидацию суверенных государств, а в целом на изменение сущности человека и человеческой цивилизации.

Главный вызов времени – это расчеловечивание человека, потеря человекам, массой людей своей человеческой сущности, своих человеческих качеств. Происходит это под влиянием процессов, которые инициируются самим же человеком, вернее относительно небольшой группой людей, организаций и стран под лозунгом глобализации, распространения прав человека, свободы совести и глобальной демократизации.

Осознавая все выше сказанное, мы можем утверждать, что передний край борьбы за Россию сегодня находится в области духа и нравственности.

Духовная составляющая военной службы

Это понимаем не только мы. Известны слова З.Бжезинского, заявившего, что после разгрома Советского Союза настала очередь Православия. На религию большинства граждан России идет настойчивая атака. Было письмо десяти академиков во главе с В.Гинзбургом. Потом антихристианские выставки. Затем заявления А. Михалкова-Кончаловского, В. Познера и других «интеллектуалов». Суть их утверждений одинаково одиозна: православие сыграло негативную роль в истории России и сегодня тормозит ее развитие.

Видимо, отвечая и им, на встрече в Кремле с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви 3 февраля этого года Президент Д.А.Медведев заявил, что власть признает и ценит «вклад Церкви в развитие государственности, в утверждение духовно-нравственных ценностей в российском обществе». Далее Президент сказал: «Я хочу обратиться к духовенству, ректорам духовных учебных заведений: духовное воспитание – это заслон для зла, это противодействие ненависти. И многое сегодня зависит от ваших проповедей, позиций, наставлений, пастырского слова… Не только молодые, но и люди старшего возраста нуждаются в духовной поддержке. Нужна она и в армии».

Как противостоять вызовам времени, выстоять и победить? Ответ дали наши предки. Прежде чем стать Невским, 20-летний князь Александр Ярославович спешит в храм Софии, молится и, получив благословление, восклицает: «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, …», выступает в поход и возвращается с победой, став навсегда Александром Невским.

Молодой московский князь Дмитрий Иванович, колеблется выступать или нет на Мамая, спешит к игумену Земли Русской Сергию Радонежскому чудотворцу, получает его благословение: «Иди на безбожников смело, княже, и сим победиши…», обретает уверенность и, обращаясь к войску, говорит: «Братья! Не пощадим жизни своей за Землю Русскую, за веру Христову», идет на битву и возвращается с победой, став навсегда Дмитрием Донским.

В. Ключевский писал, потому «и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные его силы».

Нельзя однозначно оценить отношение Петра Великого к Православию и Русской Православной Церкви, но и он перед Полтавским сражением обращается к обращается к христианским чувствам русских воинов. Его приказ гласил: «Воины, пришел час, который решит судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за Православную нашу веру и Церковь. … Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего,…».

Перед штурмом Измаила Суворов отдает приказ «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!».

Впереди штурмующих шел православный священник Трофим Куцинский, с высоко поднятым над головой крестом, который был пробит двумя пулями. Крепость пала, впоследствии участники штурма сами себе не верили, что они совершили подобное чудо. Глядя при дневном свете, куда им пришлось с боем, под огнем противника взобраться, они искренне изумлялись, как смогли это сделать. Этим штурмом Суворов заслуженно гордился, и многие последующие свои победы сравнивал с ним, говоря: «Дело сие подобно Измаильскому».

Составленная лично Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем шла обязательная молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николаю Чудотворче, моли Бога о нас!», и далее категоричное, равносильное приказу, указание Суворова: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай»!

Вы видели картину: старый, седой Кутузов – ночью, полураздетый, на коленях молится перед образом Божией Матери, затем принимает решение, оставляет Москву, спасает Россию. Как можно не верить искренности его Веры?

Нам нельзя забывать и массовый героизм в годы Великой Отечественной войны, подвиг политрука Клочкова и тысяч рядовых коммунистов идущих на смерть по призыву «Коммунисты! Вперед!»

Сегодня многие, пройдя трудный путь внутреннего развития, встают в духовный строй с нашими выдающимися предками, принимают их веру. Но требуется не только большая интеллектуальная, но и напряженная духовная работы, чтобы понять, что объединение вокруг идеалов православия, защита единого Отечества, стремление к духовному самосовершенствованию – вот на чем возрастало многонациональное воинство России, его Жертвенность, Доблесть и Честь.

Военная мощь России, всегда имела в своей основе духовную мощь Православия. Ивану Александровичу Ильину принадлежат замечательные слова: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа…».

Говоря о выдающейся роли православия в отечественной истории надо сказать, что его идеи о защите Отечества созвучны положения ислама и других традиционных религий России.

Сегодня обществу навязывают мысли, что ислам враждебен православию. Это или от невежества, или от злого умысла, но одинаково опасно. Традиционный ислам России это не тот ислам, который нам внедряют из-за рубежа. Мусульмане России, это наши братья в строительстве и защите общего Отечества. Только нашим врагам нужна вражда между сынами России.

Служить Отечеству

В заключение надо сказать: военная организация, без крепкой духовно-нравственной составляющей ненадежна. Увеличением денежного содержания нельзя создать мотивацию служить Отечеству и умереть за него. Для России наиболее опасным вызовом, превосходящим все внешние угрозы, является духовно-нравственное опустошение военных людей, потеря ими духовных основ и нравственных ориентиров.

Очевидно, что духовно-нравственная составляющая военного строительства необходима для того, чтобы:

— научив человека великолепно стрелять, мы не подготовили из него профессионального убийцу, которому безразлично, в кого стрелять, лишь бы хорошо платили;

— выращенный нами великолепный воин – «супербоец», не отказался защищать своё Отечество и не превратился в профессионального наёмника, которому всё равно где, с кем и за кого воевать, главное – размер денежного вознаграждения;

— получив блестящее правовое образование, военный юрист не являл собой образец бессовестного и бездушного формалиста, действующего по народной поговорке «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло», чтобы приговор военного судьи и добросовестность военного адвоката не зависели от денежной суммы, «полученной не официально»;

— в результате экономического образования мы не получили в лице военного финансиста очередного бессовестного, бездушного счетовода, единственная цель которого, экономия бюджетных средств и получение прибыли любой ценой, готового ради этого перешагнуть через трупы и т.д.

Чтобы этого не случилось, все составные части военного строительства нашего государства должны быть духовно — нравственно оплодотворены и возвышенны. Не только повышение материального благополучия военнослужащих должно лежать в основе возвращения престижа воинской службы. Это ошибочный путь. Защита России не может быть построена на материальной заинтересованности и личной корысти людей в погонах. Увеличением денежного содержания невозможно создать мотивацию служить России и умереть за неё. Подвиги во имя Отечества совершают не за деньги.

Воинская служба в России всегда была священным понятиям. Служить в армии означало служить Отечеству, служить Богу, защищать праведное дело. В Советском Союзе высокий смысл воинского служения был закреплен конституционно и имел высокий общественный статус. Через службу в армии осознавал себя русский человек любой национальности защитником России, вырабатывал в себе чувство ответственности за судьбу Отечества, сопричастности и полного слияния с его прошлым, настоящим и будущим. Без этих качеств Вооруженные силы России уже не национальные Вооруженные силы, а собрание вооруженных людей, которые пришли в армию, исходя из своих личных целей.

Слава Богу, что многие государственные деятели России, как можно судить по их высказываниям знают, что в основе существования и развития народа, общества и государства лежит не только экономика, но и дух, мораль, духовно-нравственное здоровье человека. Это вселяет надежду, и ибо без возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей Россия не возродится и никакие реформы в ней, кроме разрушительных, невозможны.

Многое менялось в России, но одно оставалось неизменным на протяжении столетий: высокая и кристально чистая духовно-нравственная составляющая воинского служения не корысти ради, служения не за страх, а за совесть, во благо народа и Отечества. Так должно быть и впредь!

Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ, генерал-майор, профессор Военного университета МО РФ

Материал подготовлен на основе доклада, сделанного автором на межвузовской военно-научной конференции: «Военная организация России: качественные параметры и вызовы времени».

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее