Что должен знать военный священник

Основные направления подготовки военных священнослужителей и офицерского состава Вооруженных Силах Российской Федерации к работе с верующими военнослужащими

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы подготовки должностных лиц Российской армии к работе с верующими военнослужащими. К ним относятся все офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, а также помощники командиров различных воинских формирований по работе с верующими военнослужащими, то есть штатные военные священнослужители.

Функциональное включение представителей религиозных организаций в систему Вооруженных Сил у многих граждан, даже в православной среде, вызывает неоднозначные оценки. Но такова данность сегодняшнего уровня государственно-конфессиональных отношений.

Работа с верующими военнослужащими стала для Церкви и Армии сегодня такой общей задачей. Конечно, все последние 17 лет в центре внимания военно-церковного сотрудничества находился вооруженный защитник Отечества, а совместные усилия были направлены на утверждение его вероисповедных прав. Но теперь эта работа обретает обязательный характер и четко определенное содержание.

Имеется в виду «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации», которое Министр обороны Российской Федерации Анатолий Эдуардович Сердюков утвердил ровно 1 год назад, 24 января 2010 года.

В Третьем разделе Положения изложены общие требования, предъявляемые к должностным лицам по работе с верующими военнослужащими.

В нем, в частности, говорится, что «должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих». И далее: «Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации».

В этом же разделе изложены базовые требования, в соответствии с которыми представитель органа по работе с верующими военнослужащими должен быть гражданином Российской Федерации, не иметь двойного гражданства, не иметь судимости, иметь уровень государственного образования не ниже среднего общего образования, иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения, а также иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

Таким образом, к штатному военному священнослужителю предъявлено как минимум две группы требований: как к духовному лицу, и как к должностному лицу воинской части или соединения, имеющему специфические, ни с кем не схожие функции.

Это позволяет сформулировать два основных направления подготовки священнослужителей к работе с верующими военнослужащими:

— военно-пастырское, то есть формирование системы знаний, умений и навыков пастырской работы с верующими военнослужащими в условиях выполнения ими обязанностей военной службы;

— военно-специальное, включающее в себя формирование системы знаний, умений и навыков взаимодействия с командиром и другими должностными лицами в интересах работы с верующими военнослужащими.

В целом, подготовка штатного военного духовенства будет включать различные уровни и формы, в том числе: теоретическую подготовку, практическую подготовку, самоподготовку, в дальнейшем – переподготовку и повышение квалификации. Все последующие формы подготовки базируются на обязательном минимуме теоретических знаний.

К необходимому образовательному минимуму первого, военно-пастырского направления подготовки военных священнослужителей следует отнести:

— законодательные основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации;

— правовые и организационные основы взаимодействия религиозных организаций и Вооруженных Сил, обеспечения прав и свобод верующих военнослужащих, допустимые ограничения вероисповедных прав в Вооруженных Силах;
конфессиональный состав Вооруженных Сил, особенности учения и культа религиозных организаций, представители которых проходят военную службу в Вооруженных Силах;

— содержание деятельности помощника командира по работе с верующими военнослужащими различных вероисповеданий в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях;

— систему воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В настоящее время в Русской Православной Церкви уже есть определенный опыт подготовки военных священнослужителей. В первую очередь следует назвать специальный курс пастырской работы в Вооруженных Силах, который разработал и преподает в ряде духовных школ заместитель председателя Синодального Отдела игумен Савва (Молчанов).

Определенный вклад в подготовку будущих военных священников вносит Центр духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В этой области активно ведутся научные исследования, и уже есть первые результаты. Так заведующий канцелярией Синодального Отдела протоиерей Сергий Привалов защитил кандидатскую диссертацию по пастырскому богословию на тему: «Военно-конфессиональные отношения Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации как форма церковного служения: учение Церкви и перспективы развития».

В настоящее время в общецерковной аспирантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия осуществляет диссертационное исследование помощник командира по работе с верующими военнослужащими военной базы Гюмри в Армении архимандрит Андрей Вац. Область его исследований – актуальные проблемы деятельности военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, следует признать, что имеющийся опыт работы и его теоретические обобщения еще не содержат той суммы знаний, которой должен обладать военный священнослужитель. Кроме того, этот опыт пока не стал достоянием всех духовных школ Русской Православной Церкви.

Если говорить о втором, военно-специальном направлении подготовки помощников командиров по работе сверующими военнослужащими, то здесь обязательными элементами образовательного минимума должны стать:

— система национальной безопасности Российской Федерации и основы ее обороны;

— военная организация государства, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации и ее вероятных противников;

— принципы и основы деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные задачи, силы и средства воинских формирований, в которых предусмотрены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими;

— законодательные основы прохождения военной службы;

— история Вооруженных Сил России.

Возникает вопрос: кто, где, на основе каких программ будет организовывать подготовку специалистов по работе с верующими военнослужащими?

Актуальность этого вопроса фиксируется уже не первый год. Об этом, например, свидетельствуют решения Первой Всероссийской конференции «Православие и Российская Армия», которая состоялась в октябре 1994 года. Так, в своей резолюции Конференция рекомендовала «в 1995 году создать постоянно действующую структуру подготовки священнослужителей и катехизаторов-мирян, занятых пастырской, духовно-воспитательной и духовно-просветительной деятельностью среди военнослужащих, объединив для этого усилия Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и Свято-Тихоновского богословского института. В ближайшее время создать при одном из военных учебных заведений систему подготовки армейских специалистов по взаимодействию с религиозными объединениями».

К сожалению, эти решения до сих пор остаются благими намерениями.

Справедливости ради следует сказать, что в настоящее время усилиями сотрудников Синодального Отдела и Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны Российской Федерации прорабатывается вопрос создания курсов подготовки штатных военных священнослужителей на базе одного или нескольких военно-учебных заведений Минобороны России.

На этом этапе крайне важно решить вопрос стандартизации содержания подготовки военного духовенства.

Первоочередными мерами в этом направлении могли бы стать:

— разработка образовательного стандарта профессиональной подготовки военных священнослужителей в государственных образовательных учреждениях и духовных школах;

— разработка образовательных программ, тематических планов, учебно-методических комплексов учебных модулей и дисциплин;

— разработка учебных пособий и учебно-методических материалов для духовных школ и специальных курсов подготовки священнослужителей в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

— организация курсов переподготовки и повышения квалификации для преподавателей военных вузов и духовных школ, осуществляющих профессиональную подготовку военного духовенства.

Наряду с подготовкой военных священнослужителей, одной из актуальных проблем остается подготовка офицерского состава к работе с верующими военнослужащими. К основным направлениям этой подготовки следует отнести:

— теоретическую подготовку офицеров к взаимодействию с религиозными организациями и их представителями. Это направление может быть названо теологическим и включать преподавание вероучительных основ традиционных религий России;

— практическую подготовку офицеров к работе с верующими военнослужащими. Это военно-конфессиональное направление работы, включающее ту же тематику, что и военно-пастырское направление подготовки военных священнослужителей.

Реализация этих направлений подготовки будет во многом зависеть от возможности включения этой работы в систему военного образования. В настоящее время система военного образования в очередной раз реформируется: создается Департамент военного образования (до этого управление военного образования входило в состав Главного управления кадров Минобороны России), сокращается количество вузов, продолжается процесс их укрупнения. Это в организационном плане.

В содержании обучения курсантов в военных училищах и офицеров в военных академиях больших изменений не происходит. Они по-прежнему изучают дисциплины, которые можно объединить в два больших блока. Первый блок – это специальные военные дисциплины. На них отводится примерно 80% всего учебного времени. Второй блок – это комплекс социально-экономических и гуманитарных дисциплин, объем которых составляет 20% учебного времени.

Где и в каком объеме в подготовке военных специалистов присутствует религиозная тематика? В прямой постановке специальная тема включена только в один курс – курс политологии. В рамках этой учебной дисциплины в течение двух часов рассматривается проблема религиозного фактора в системе военно-политических отношений.

В философии отдельных тем, как правило, нет. Вопросы религии и религиозной веры весьма поверхностно раскрываются в темах, посвященных изучению общественного сознания, духовного мира личности и общества.
Мне самому в течение семи лет довелось преподавать общественные науки в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Будущие руководители военных округов, главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба России в течение двух лет изучают только две темы, связанные с религиозной тематикой. В ходе одной из них рассматривается религиозный фактор в системе национальной безопасности, другая тема посвящена анализу межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Для чтения первой из указанных тем руководство Академии обычно приглашает Председателя Синодального Отдела протоиерея Димитрия Смирнова или других сотрудников Отдела. Эти занятия вызывают неизменный интерес у слушателей, однако такой объем подготовки современного военного руководителя представляется совершенно недостаточным.

Офицеры должны обладать знаниями, позволяющими свободно ориентироваться в религиозной обстановке, в вероисповедных особенностях подчиненных, уметь грамотно организовывать работу с верующими военнослужащими в тесном контакте со своими помощниками – представителями штатного военного духовенства.

Именно в этих целях в систему военного образования также должны быть внесены соответствующие дополнения. В учебных программах курсантов и офицеров в военных училищах и академиях должны быть предусмотрены разделы, учебные модули, а в перспективе и специальные дисциплины религиоведческого и теологического содержания.

В качестве вывода предлагаю включить в резолюцию военной секции XIX Международных Рождественских образовательных чтений следующие рекомендации:

1. Дополнить образовательные программы военных учебных заведений, а также курсов переподготовки и повышения квалификации специальными темами и разделами учебных дисциплин, которые позволили бы командирам, начальникам и другим должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации овладеть основами работы со священнослужителями и верующими военнослужащими.

2. В области подготовки военных священнослужителей разработать соответствующие стандарты знаний, умений и навыков, которыми должны владеть кандидаты на замещение штатных должностей в структурах военного духовенства. Реализацию этих стандартов осуществлять совместными усилиями Министерства обороны Российской Федерации и религиозных организаций, имеющих своих представителей в штате военного духовенства.

Александр Иванович СУРОВЦЕВ,
Заведующий информационно-аналитическим сектором Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Выступление на военной секции XIХ Международных Рождественских образовательных чтениях

Если вам понравилась публикация ее можно сохранить в соцзакладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Live
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Tumblr

Опубликовано ранее